Clever пересадят в США
Издательство выпустит российские книги за рубежом
Российское книжное издательство Clever, специализирующееся на детской литературе, с сентября 2018 года планирует начать продажи в США и Канаде. Для этого компания заключила партнерство с международной издательской группой Quarto. С детскими книгами на зарубежные рынки выходить легче, отмечают издатели.
Издательство Clever договорилось о сотрудничестве с издательской группой Quarto (входит в топ-50 мировых издательств по версии Publishers Weekly), рассказали “Ъ” в Clever и подтвердили в Quarto. С сентября 2018 года Quarto начнет дистрибутировать книги Clever в США и Канаде. Для продажи издательство сформировало портфель из 50 наименований в сегменте для детей до семи лет. Средний объем тиража для каждого наименования составит 5 тыс. экземпляров — столько же, сколько и в России, печататься они будут в Китае, уточнил гендиректор Clever Александр Альперович. Если издательство попадет в крупные сети вроде Walmart или Costco, то нарастит тиражи, говорит он. В среднем книга будет стоить $12. Для выхода на новый рынок издательство откроет офис в США. Общий объем инвестиций в проект оценивается в $2 млн за первые полтора года, большая часть из которых пойдет на производство.
Всего в портфеле Clever около 1 тыс. наименований. По данным Kartoteka.ru, в 2016 году выручка ООО «Клевер-медиа-групп» составила 525,4 млн руб., чистая прибыль — 50,2 млн руб. По итогам 2017 года продажи вырастут на 42%, в 2018-м — на 40%, прогнозирует компания. Clever принадлежит Александру и Дмитрию Альперовичам, экс-президенту «Ренессанс Капитала» Александру Мерзленко (у каждого по 26,4% компании), бывшему старшему вице-президенту Сбербанка Михаилу Эренбургу (8,8%) и ООО «Авторитет» (12%) основателей «М.Видео» Александра и Михаила Тынкованов и Павла Бреева.
Выручка от продаж в США и Канаде через три-четыре года достигнет 50% от общего объема продаж, надеются в Clever. Издательство также планирует выходить на другие рынки. «С выходом в США у нас появляется полностью международный продукт, который мы презентуем на английском языке, и поэтому открываются большие перспективы по продаже прав, в том числе в Азию»,— объясняют в Clever. Издательство уже продало права на рынки Канады (на французском языке), Китая, Болгарии, Франции, Финляндии и др., но сейчас это направление занимает меньше 1% в объеме продаж.
Владелец компании «Эгмонт Россия» Лев Елин осторожно относится к планам Clever. «Я с большим уважением отношусь к работе издательства, но поставленная ими задача кажется непростой»,— отмечает он. Рынок раннего развития и игрового обучения сложен, к тому же в США есть множество издательств со схожей специализацией, рассуждает он. Датское издательство Egmont (экс-акционер «Эгмонт России») также выходило в США несколько лет назад, но в итоге свернуло бизнес с большими потерями.
Выход на новые рынки планирует и издательство «Бомбора» (бывшая редакция Non-fiction, входит в «Эксмо-АСТ»), говорит его директор Евгений Капьев. Это сложный процесс, признает он, бывают сложности с инфраструктурой, переводом и недоверием к российскому продукту. Сейчас книги «Бомборы» продаются в США — это шесть переведенных наименований, в сентябре направление вышло на операционную прибыль. В 2018 году издательство планирует расширить международное присутствие и работать за рубежом не только с российским продуктом, но и с иностранными изданиями. Выходить с детским контентом легче, отмечает господин Капьев, адаптировать взрослый контент сложнее.