Налог под ноль
Инвестпроектам КамАЗа готовят преференции
КамАЗу могут быть предоставлены новые льготы от властей Татарстана. Госсовету предлагается обнулить налоговую ставку на прибыль для производителей грузовиков, заключивших с государством специальный инвестиционный контракт (СПИК). Для них также будет снижен в 22 раза налог на имущество организаций. Эксперты считают, что это «создаст благоприятные условия для старта и успешной окупаемости» совместного проекта КамАЗа и немецкого Daimler по производству каркасов кабин Mercedes-Benz, который планируется запустить в начале 2019 года в Набережных Челнах. На КамАЗе свою заинтересованность в льготах пока не подтверждают.
Сегодня комитет Госсовета Татарстана по бюджету, налогам и финансам рассмотрит проекты двух республиканских законов, которые устанавливают налоговые послабления для участников СПИК. Льготы будут распространяться на инвесторов, которые заключат спецконтракты с российским и республиканским правительствами. В частности, для участников СПИКов снижается ставка по налогу на прибыль, подлежащая зачислению в татарстанский бюджет, до 13,5%. Льгота будет действовать до 2025 года (включительно).
При этом для участников СПИКов, которые занимаются производством грузового автотранспорта, предусмотрены дополнительные льготы. Для таких производителей ставка по налогу на прибыль полностью обнуляется и только с 2026 года будет составлять 13,5%. Срок действия льготы — десять налоговых периодов. Также на десять лет для производителей грузовиков снижается до 0,1% ставка по налогу на имущество организаций. Отметим, что по действующему законодательству базовая ставка по налогу на прибыль составляет 20%. При этом 3% перечисляют в федеральный бюджет, а 17% — в региональный. Ставка на имущество организаций в республике установлена в размере 2,2%.
Механизм СПИКа был введен летом 2015 года законом «О промышленной политике». Контракты заключаются между инвесторами и федеральным правительством или субъектами РФ на срок не более десяти лет. Инвестор должен подтвердить обязательства вложить в проект не менее 750 млн руб., а государство гарантирует ему неизменность налогов и льгот до конца контракта. Среди льгот — нулевая ставка налога на прибыль при условии, что 90% доходов поступает от реализации товаров, произведенных в рамках СПИКа.
За последние два года в России заключено около десятка СПИКов. Однако в Татарстане на региональном уровне спецконтракты пока еще не заключались. «Это новый для Татарстана инструмент привлечения инвестиций. В других регионах такие контракты есть, они показали нормальный эффект»,— заявил „Ъ“ глава бюджетного комитета Леонид Якунин, являющийся автором законопроектов. Господин Якунин считает, что подобные проекты «выгодны республике»: «В первую очередь, это обеспечит рост ВРП, а в дальнейшем, когда закончится срок действия льгот, пойдут поступления в бюджет республики».
Леонид Якунин отметил, что уже «есть претенденты» на реализацию проектов в рамках СПИК в Татарстане, однако называть их не стал. Источник „Ъ“ в парламенте сообщил, что в таких льготах заинтересован КамАЗ. Ранее сообщалось, что дочернее предприятие Камского автозавода и немецкого автоконцерна Daimler — «Даймлер КамАЗ рус» — планировало подать заявку на заключение СПИКа для производства каркасов кабин Mercedes-Benz в республике. Завод строится в Набережных Челнах, запуск запланирован в начале 2019 года. По словам гендиректора КамАЗа Сергея Когогина, общие инвестиции в проект оцениваются в €400 млн. Мощность завода составит 55 тыс. кабин в год. Однако вчера в КамАЗе не подтвердили и не опровергли заинтересованность компании в льготах для участников СПИКов. «Мы на данный момент это не комментируем»,— сказал „Ъ“ глава пресс-центра завода Олег Афанасьев. По словам Леонида Якунина, КамАЗ в проекте не упоминается, однако депутат подтвердил, что компания подходит под требования законопроектов.
Эксперты уверены, что льготы в первую очередь предназначаются набережночелнинскому заводу. «Это могут быть как экспортные проекты по производству и поставке грузовиков на перспективные рынки, так и внутренние совместные проекты КамаЗа и его партнеров»,— полагает аналитик «Алор брокер» Кирилл Яковенко. Он считает, что «инициатива о нулевом налоге создаст благоприятные условия для старта и успешной окупаемости» проекта КамАЗа и Daimler по производству каркасов кабин. Аналитик не исключает, что на такие льготы будет претендовать также Daimler «по своим другим проектам».
По оценке господина Яковенко, выпадающие доходы бюджета республики могут достигать нескольких миллиардов рублей. «Несмотря на это, республика сможет развивать данное промышленное направление более высокими темпами, что потенциально может привлечь новых инвесторов, которые будут работать на менее выгодных условиях»,— уверен эксперт.