Центризбирком представил логотип президентских выборов
Элла Памфилова пообещала показать ролики с юмором
Гендиректор компании «ИМА-консалтинг» Вартан Саркисов представил в Центризбиркоме (ЦИК) несколько десятков логотипов для информирования граждан о выборах президента 2018 года. На одном из них читался силуэт букв ВВ. Однако, как заявил господин Саркисов, на «главных выборах» граждане предпочитают видеть «консервативный логотип», на котором явно видны цвета триколора. Такой и был отобран ЦИКом. В роликах для привлечения на участки будет использоваться слоган «голосовать легко». Они будут «с юмором», пообещала глава ЦИКа Элла Памфилова.
В Центризбиркоме прошла презентация «визуальной концепции» по выборам президента 2018 года. Вартан Саркисов представил несколько десятков логотипов, которые разработала ИМА по заказу ЦИКа. «Мы задавали вопрос, какой визуальный образ возникает у людей, когда спрашивают о голосовании. И большинство говорит о галочке»,— сказал он. Большинство ставят именно галочку напротив кандидата в бюллетене, когда голосуют, пояснил он. На части разработанных логотипов «иногда она изменена до неузнаваемости, но все крутится вокруг этого элемента», сказал господин Саркисов. К примеру, среди логотипов оказалась «стилизация галочки в виде сердца», продемонстрировал он, есть «галочка в виде часов».
«Избиратели часто пользуются словом урны для голосования, хотя это слово не нравится специалистам. И ящик для голосования тоже обыгрывается (на некоторых логотипах.— “Ъ”)»,— отметил Вартан Саркисов. Показал он и другие варианты. К примеру, есть логотип, где цифра 18 (выборы пройдут 18 марта 2018 года) представлена на фоне Кремля, а также логотип в виде поднятой руки. Был представлен и логотип, где было написано «Выборы президента России. 18 марта 2018». На нем возвышалась первая буква «В» и ее силуэт.
Однако, как заявил Вартан Саркисов, «избиратели не ждут нестандартных решений». Граждане считают выборы президента главными в стране, пояснил он, и поэтому «ожидают, что логотип будет консервативный, выполненный в цветах триколора». Эксперты решили использовать «совмещение даты голосования и года проведения выборов». Поэтому на логотипе, который выбран в итоге ЦИКом, нет ни галочек, ни ящиков для голосования. Но есть надпись: «2018 (18 выделено красным.— “Ъ”) марта. Выборы президента России». Под надписью — лента-триколор. Это консервативно, но не архаично, считают разработчики.
Элла Памфилова после того, как был представлен логотип кампании, сразу дала распоряжение сидящим в зале членам ЦИКа надеть специальные значки. «У нас есть значки. Все члены ЦИКа приколите. Все члены комиссий приколят»,— сообщила она. А поскольку «мы повёрнуты на экологии», значки из вторсырья, добавила глава ЦИКа. Белый фон для логотипа она объяснила так: «Он символизирует чистоту выборов». В 2011–2012 годах белые ленты использовали участники акций протестов против фальсификации выборов.
Ещё одной частью информационной кампании будут ролики, разной стилистики, в том числе с юмором, сказала Элла Памфилова.
Вартан Саркисов продемонстрировал два ролика, которые посвящены «искоренению электорального рабства», то есть рассказывают, как голосовать не по месту регистрации. «Наша жизнь в постоянном движении, но ничто не помешает голосовать там, где находишься»,— говорилось в одном из них. Слоган «голосовать легко» — один из тех, который будет использоваться при ведении разъяснительной работы, сказал господин Саркисов.
Как правительство подготовилось к голосованию
Правительство в ноябре утвердило полный перечень практических мер и действий, которые потребуются от министерств, ведомств и властных органов на местах при подготовке президентских выборов и непосредственно в день голосования. Это стандартный «технический» документ, считают эксперты. Но обычно он мобилизует исполнительную власть на содействие «своему» кандидату, полагают в оппозиции.