Ракеты КНДР почти у цели
Пхеньян провел очередное испытание, на очереди новые санкции
КНДР достигла финальной стадии создания рабочей межконтинентальной баллистической ракеты. Это признали вчера власти ряда стран, комментируя очередной ракетный запуск, произведенный Пхеньяном. При этом выработать единую тактику по отношению к КНДР мировому сообществу по-прежнему не удается. Москва и Пекин продолжают выступать в поддержку своей инициативы «двойного замораживания», возлагая на США часть вины за эскалацию на Корейском полуострове. Тем временем американский президент Дональд Трамп анонсировал новые санкции в отношении Пхеньяна, а представители Японии и Южной Кореи потребовали расширить список ограничительных мер на уровне Совбеза ООН.
«Великая историческая цель»
Очередной ракетный пуск КНДР, спровоцировавший новые дискуссии о методах «усмирения» Пхеньяна, был зафиксирован в ночь на среду по корейскому времени. По данным южнокорейских и американских оборонных ведомств, ракета была запущена из прилегающей к Пхеньяну провинции Пхёнан-Намдо, за 53 минуты пролетела 950 км, поднявшись на максимальную высоту 4475 км, и упала в исключительной экономической зоне Японии в Восточно-Китайском море.
Представитель Пентагона Роберт Мэннинг заявил, что ракета не представляла угрозу для США и их союзников. Вместе с тем эксперты отмечают: если бы ракета была пущена по оптимальной траектории, то вполне могла бы преодолеть 10 тыс. км, что достаточно для поражения целей на американской территории.
То, что КНДР достигла практически финальной стадии создания рабочей межконтинентальной баллистической ракеты, признал вчера среди прочих премьер-министр Южной Кореи Ли Нак Ён. При этом он оговорился, что запуск нельзя назвать полностью успешным: по данным Сеула, примерно на середине полета между ракетой и центром управления пропала связь. Так или иначе военные Южной Кореи сочли нелишним продемонстрировать Пхеньяну свои возможности, проведя на море, в воздухе и на суше 20-минутные объединенные учения — причем начались они буквально через несколько минут после запуска КНДР баллистической ракеты.
Сами северокорейцы между тем считают, что их задача была выполнена на все 100%. Как сообщило Центральное телеграфное агентство Кореи, лидер КНДР Ким Чен Ын объявил о «достижении великой исторической цели — завершении создания государственных ядерных сил».
Без существенного оптимизма
Новый запуск Пхеньяном ракеты совпал с визитом в регион двух российских делегаций. Группа российских депутатов, представляющих все четыре фракции, до пятницы находится в КНДР. Во вторник, за несколько часов до пуска ракеты, делегация посетила пхеньянский Дворец науки и техники, а также разделяющую две Кореи демилитаризованную зону. Тем временем заместитель главы МИД РФ Игорь Моргулов в понедельник вечером улетел из Сеула, где проводил переговоры с южнокорейскими дипломатами и участвовал в азиатской конференции международного клуба «Валдай».
Заявления, звучавшие по обе стороны корейской границы, были схожими: представители РФ говорили о необходимости диалога и использования российско-китайской «дорожной карты» по урегулированию конфликта. Напомним, что она подразумевает принцип «двойного замораживания»: северокорейских испытаний с одной стороны и американо-южнокорейских военных учений — с другой. В понедельник Игорь Моргулов рассказал: «Мы довели содержание этой “карты” и до тех и до других (до США и КНДР.— “Ъ”). С порога этот план не был отвергнут ни в Вашингтоне, ни в Пхеньяне. Кроме того, мы вступили в обсуждение некоторых элементов этого плана раздельно с США и с Северной Кореей, что говорит о принципиальной возможности дискуссии на основе этого предложения».
Вместе с тем вчера пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков предостерег от «какого-то существенного оптимизма» по поводу перспектив «дорожной карты». Помимо этого и он, и МИД РФ, и находящиеся в Пхеньяне депутаты Госдумы дружно осудили «очередной провокационный запуск ракеты», призвав все стороны к сдержанности.
Что КНДР испытывала в 2017 году
Заморозка или санкции
В США тем временем реакция на новости с Корейского полуострова была предельно жесткой. Сенатор от Республиканской партии Линдси Грэм не исключил вероятности начала военного конфликта — если Пхеньян будет продолжать свои ракетно-ядерные испытания. «Мы просто говорим, что не позволим этому человеку в Северной Корее (Ким Чен Ыну.— “Ъ”) нанести удар по Америке ракетой с ядерной боеголовкой. Я надеюсь, что Северная Корея осознает, насколько серьезен президент США»,— отметил он.
Сам Дональд Трамп вчера анонсировал дополнительные ограничительные меры со стороны США в связи с действиями Пхеньяна. А президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин и премьер Японии Синдзо Абэ в ходе телефонного разговора согласились с необходимостью ввести новые международные санкции в рамках Совета Безопасности ООН.
Напомним, что в предыдущий раз Совбез ООН ужесточал санкции в отношении КНДР 12 сентября — это стало ответом на проведенное страной шестое ядерное испытание. Были введены ограничения на экспорт в КНДР сырой нефти и продуктов ее переработки, а также запрет на закупку северокорейского текстиля и поставки в страну газовых конденсатов. Москва эти санкции поддержала, при этом добившись от США отказа от наиболее жесткого варианта резолюции.
По словам собеседника “Ъ” в секретариате ООН, занимающегося корейской проблематикой, «всегда при обсуждении проектов резолюций по КНДР американцы предлагают более обширный вариант, а затем идет работа над тем, чтобы учесть интересы Китая и России, отбросив какие-то вещи». Среди мер, принятие которых до сих пор Вашингтону не удавалось пролоббировать,— нефтяное эмбарго и полный запрет на использование труда северокорейских рабочих. Кроме того, как напомнил собеседник “Ъ”, в одной из резолюций Совбеза содержится пункт о возможности приостановки «прав и привилегий» Северной Кореи как члена ООН.
«Санкции не доказывают свою эффективность. К тому же все гайки, которые можно было закрутить, уже закручены»,— заверил “Ъ” экс-посол РФ в Южной Корее Глеб Ивашенцов. Он предположил, что северокорейцы «выполнили свою ракетную программу, которую собирались выполнить, решили те задачи, которые ставили перед собой, и теперь, возможно, будут более склонны к переговорам, чем прежде». С тем, что запуск ракеты, скорее всего, был «приглашением США к переговорам», согласен и ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов. «Это демонстрационное испытание могло быть куда жестче, например, если бы ракету пустили не в высоту, а продемонстрировали максимальную дистанцию ее полета или если бы в конце детонировали боеголовку. Вполне возможно, что это была реакция на отсутствие прямых переговоров, о которых раньше говорили американцы»,— заявил эксперт “Ъ”.
Собеседник “Ъ” в секретариате ООН рассказал, что «многими пуск ракеты рассматривается как ответ на внесение американцами КНДР в список стран—спонсоров терроризма». Следующим серьезным раздражителем для Пхеньяна могут стать стартующие 4 декабря американо-южнокорейские военные учения.
С единственным заявлением из Вашингтона, звучавшим в более или менее примирительном тоне, выступил вчера госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Он заверил: «Соединенные Штаты сохраняют приверженность тому, чтобы найти мирный путь денуклеаризации и прекращения воинственных действий Северной Кореи». В подробности, впрочем, дипломат вдаваться не стал. И о возможности отмены учений — то есть выполнении ключевого пункта плана «двойного замораживания» — не упоминал.