Ракеты КНДР почти у цели
Пхеньян провел очередное испытание, на очереди новые санкции
КНДР достигла финальной стадии создания рабочей межконтинентальной баллистической ракеты. Это признали вчера власти ряда стран, комментируя очередной ракетный запуск, произведенный Пхеньяном. При этом выработать единую тактику по отношению к КНДР мировому сообществу по-прежнему не удается. Москва и Пекин продолжают выступать в поддержку своей инициативы «двойного замораживания», возлагая на США часть вины за эскалацию на Корейском полуострове. Тем временем американский президент Дональд Трамп анонсировал новые санкции в отношении Пхеньяна, а представители Японии и Южной Кореи потребовали расширить список ограничительных мер на уровне Совбеза ООН.
Спустя несколько минут после запуска северокорейской ракеты военные Южной Кореи продемонстрировали Пхеньяну свои возможности — пока в режиме учений (на фото)
Фото: Reuters
«Великая историческая цель»
Очередной ракетный пуск КНДР, спровоцировавший новые дискуссии о методах «усмирения» Пхеньяна, был зафиксирован в ночь на среду по корейскому времени. По данным южнокорейских и американских оборонных ведомств, ракета была запущена из прилегающей к Пхеньяну провинции Пхёнан-Намдо, за 53 минуты пролетела 950 км, поднявшись на максимальную высоту 4475 км, и упала в исключительной экономической зоне Японии в Восточно-Китайском море.
Представитель Пентагона Роберт Мэннинг заявил, что ракета не представляла угрозу для США и их союзников. Вместе с тем эксперты отмечают: если бы ракета была пущена по оптимальной траектории, то вполне могла бы преодолеть 10 тыс. км, что достаточно для поражения целей на американской территории.
То, что КНДР достигла практически финальной стадии создания рабочей межконтинентальной баллистической ракеты, признал вчера среди прочих премьер-министр Южной Кореи Ли Нак Ён. При этом он оговорился, что запуск нельзя назвать полностью успешным: по данным Сеула, примерно на середине полета между ракетой и центром управления пропала связь. Так или иначе военные Южной Кореи сочли нелишним продемонстрировать Пхеньяну свои возможности, проведя на море, в воздухе и на суше 20-минутные объединенные учения — причем начались они буквально через несколько минут после запуска КНДР баллистической ракеты.
Сами северокорейцы между тем считают, что их задача была выполнена на все 100%. Как сообщило Центральное телеграфное агентство Кореи, лидер КНДР Ким Чен Ын объявил о «достижении великой исторической цели — завершении создания государственных ядерных сил».
Без существенного оптимизма
Новый запуск Пхеньяном ракеты совпал с визитом в регион двух российских делегаций. Группа российских депутатов, представляющих все четыре фракции, до пятницы находится в КНДР. Во вторник, за несколько часов до пуска ракеты, делегация посетила пхеньянский Дворец науки и техники, а также разделяющую две Кореи демилитаризованную зону. Тем временем заместитель главы МИД РФ Игорь Моргулов в понедельник вечером улетел из Сеула, где проводил переговоры с южнокорейскими дипломатами и участвовал в азиатской конференции международного клуба «Валдай».
Заявления, звучавшие по обе стороны корейской границы, были схожими: представители РФ говорили о необходимости диалога и использования российско-китайской «дорожной карты» по урегулированию конфликта. Напомним, что она подразумевает принцип «двойного замораживания»: северокорейских испытаний с одной стороны и американо-южнокорейских военных учений — с другой. В понедельник Игорь Моргулов рассказал: «Мы довели содержание этой “карты” и до тех и до других (до США и КНДР.— “Ъ”). С порога этот план не был отвергнут ни в Вашингтоне, ни в Пхеньяне. Кроме того, мы вступили в обсуждение некоторых элементов этого плана раздельно с США и с Северной Кореей, что говорит о принципиальной возможности дискуссии на основе этого предложения».
Вместе с тем вчера пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков предостерег от «какого-то существенного оптимизма» по поводу перспектив «дорожной карты». Помимо этого и он, и МИД РФ, и находящиеся в Пхеньяне депутаты Госдумы дружно осудили «очередной провокационный запуск ракеты», призвав все стороны к сдержанности.
Что КНДР испытывала в 2017 году
Заморозка или санкции
В США тем временем реакция на новости с Корейского полуострова была предельно жесткой. Сенатор от Республиканской партии Линдси Грэм не исключил вероятности начала военного конфликта — если Пхеньян будет продолжать свои ракетно-ядерные испытания. «Мы просто говорим, что не позволим этому человеку в Северной Корее (Ким Чен Ыну.— “Ъ”) нанести удар по Америке ракетой с ядерной боеголовкой. Я надеюсь, что Северная Корея осознает, насколько серьезен президент США»,— отметил он.
Сам Дональд Трамп вчера анонсировал дополнительные ограничительные меры со стороны США в связи с действиями Пхеньяна. А президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин и премьер Японии Синдзо Абэ в ходе телефонного разговора согласились с необходимостью ввести новые международные санкции в рамках Совета Безопасности ООН.
Напомним, что в предыдущий раз Совбез ООН ужесточал санкции в отношении КНДР 12 сентября — это стало ответом на проведенное страной шестое ядерное испытание. Были введены ограничения на экспорт в КНДР сырой нефти и продуктов ее переработки, а также запрет на закупку северокорейского текстиля и поставки в страну газовых конденсатов. Москва эти санкции поддержала, при этом добившись от США отказа от наиболее жесткого варианта резолюции.
По словам собеседника “Ъ” в секретариате ООН, занимающегося корейской проблематикой, «всегда при обсуждении проектов резолюций по КНДР американцы предлагают более обширный вариант, а затем идет работа над тем, чтобы учесть интересы Китая и России, отбросив какие-то вещи». Среди мер, принятие которых до сих пор Вашингтону не удавалось пролоббировать,— нефтяное эмбарго и полный запрет на использование труда северокорейских рабочих. Кроме того, как напомнил собеседник “Ъ”, в одной из резолюций Совбеза содержится пункт о возможности приостановки «прав и привилегий» Северной Кореи как члена ООН.
«Санкции не доказывают свою эффективность. К тому же все гайки, которые можно было закрутить, уже закручены»,— заверил “Ъ” экс-посол РФ в Южной Корее Глеб Ивашенцов. Он предположил, что северокорейцы «выполнили свою ракетную программу, которую собирались выполнить, решили те задачи, которые ставили перед собой, и теперь, возможно, будут более склонны к переговорам, чем прежде». С тем, что запуск ракеты, скорее всего, был «приглашением США к переговорам», согласен и ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов. «Это демонстрационное испытание могло быть куда жестче, например, если бы ракету пустили не в высоту, а продемонстрировали максимальную дистанцию ее полета или если бы в конце детонировали боеголовку. Вполне возможно, что это была реакция на отсутствие прямых переговоров, о которых раньше говорили американцы»,— заявил эксперт “Ъ”.
Собеседник “Ъ” в секретариате ООН рассказал, что «многими пуск ракеты рассматривается как ответ на внесение американцами КНДР в список стран—спонсоров терроризма». Следующим серьезным раздражителем для Пхеньяна могут стать стартующие 4 декабря американо-южнокорейские военные учения.
С единственным заявлением из Вашингтона, звучавшим в более или менее примирительном тоне, выступил вчера госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Он заверил: «Соединенные Штаты сохраняют приверженность тому, чтобы найти мирный путь денуклеаризации и прекращения воинственных действий Северной Кореи». В подробности, впрочем, дипломат вдаваться не стал. И о возможности отмены учений — то есть выполнении ключевого пункта плана «двойного замораживания» — не упоминал.
Фотогалерея
Северокорейская угроза
Угроза применения силы — излюбленный способ всех северокорейских правителей просить и получать экономическую, финансовую и продовольственную помощь из-за рубежа. Испытания ракет и ядерные испытания очевидным образом испугали и разозлили всех соседей Северной Кореи. Ведь особенность северокорейской ракетной программы заключается в том, что, научившись запускать ракеты, в КНДР, похоже, так и не научились контролировать их дальнейший полет. И ракета может упасть на территории любого из соседних государств
Фото: Reuters
31 августа 1998 года стартовавшая с полигона на восточном побережье ракета «Пэктусан-1» вывела на околоземную орбиту спутник «Кванменсон-1», который, как отмечала местная печать, находился там около двух лет. 5 апреля 2009 года с того же полигона с помощью ракеты-носителя «Ынха-2» был произведен запуск экспериментального искусственного спутника связи «Кванменсон-2». Пхеньян объявил его успешным, однако российские средства слежения за космическим пространством обнаружить «Кванменсон-2» в космосе так и не смогли
Фото: Reuters
Обострение ситуации на Корейском полуострове, спровоцированное Северной Кореей, имеет, скорее всего, внутриполитическую подоплеку. Пропагандистская машина, призванная создать героическую биографию Ким Чон Ына, столкнулась с беспрецедентным дефицитом материала, из которого можно выстроить миф о новом великом вожде
Фото: AP / Ahn Young-joon
Именно поэтому Пхеньян не может расстаться со своей ядерной и ракетной программами. Ведь это единственные более или менее масштабные проекты, с которыми можно связать имя Ким Чон Ына
Фото: Reuters
В апреле 2012 года военные КНДР совершили запуск ракеты «Ынха-3» («Млечный путь»), приуроченный к столетию со дня рождения основателя страны Ким Ир Сена. Пуск оказался неудачным: ракета развалилась и упала в океан спустя несколько минут после старта
Фото: Reuters
Газета «Нодон Синмун», февраль 2013 года: «Маршал Ким Чон Ын... руководил летными тренировками и учениями парашютистов... Он отдал приказ объединенной войсковой части ВВС и ПВО №630 провести проверку своей боеспособности... Пилоты быстро и точно провели учения по взлету и посадке с автомобильной дороги в соответствии с боевыми условиями, придуманными маршалом». Затем последовали сообщения о руководстве морскими и сухопутными маневрами. Сообщений становилось все больше. Апофеозом стали кадры, переданные ЦТАК по всему миру, об утверждении Ким Чон Ыном плана ядерного удара по США
Фото: Reuters
Накал антиамериканской пропаганды, который отмечают сейчас наблюдатели в Северной Корее, невозможно игнорировать. Тем более что в северокорейской пропагандистской риторике появились новые мотивы. Если раньше в газетах писали о готовности погибнуть, защищая Родину, то теперь речь идет уже не о защите, а о нападении
Фото: Reuters
В 2006 году КНДР запустила в сторону США ракету «Тепходонг-2», которая упала в экономической зоне Находки
Фото: Reuters
«Нодон Синмун», 26 апреля 2013 года: «Вся мощь нашей армии достигла максимума под руководством Ким Чон Ына. Блестящий сонгунский военачальник, он приведет к победе в нынешней острейшей конфронтации с США, ядерной конфронтации XXI века. Ответим безжалостным ядерным ударом на ядерный шантаж США и полномасштабной войной на агрессию США! Это неизменная позиция нашей партии»
Фото: Reuters
Баллистические ракеты «Мусудан» были поставлены на стартовые площадки в начале апреля. Пхеньян, раздосадованный введением против него новых санкций, а также масштабными учениями США и Южной Кореи, грозил нанести удар по американским базам в регионе, Южной Корее и Японии. Считается, что «Мусудан», дальность полета которых, по оценкам западных спецслужб, достигает 4 тыс. км, могут поразить цели на островах Окинава и Гуам, где имеются крупные военные базы США. Помимо угрозы ракетного запуска Пхеньян в апреле объявил о выходе из соглашения о прекращении огня с Сеулом, а эксперты заговорили о вероятной войне на Корейском полуострове
Фото: Reuters
В мае 2013 года КНДР убрала со стартовых площадок две баллистические ракеты «Мусудан», которые Пхеньян грозил запустить по Южной Корее и базам США в регионе
Фото: Reuters
Тогда же в Желтом море начались учения ВМС США и Южной Кореи. Их целью была заявлена «подготовка к предотвращению проникновения вражеских подводных лодок». Власти КНДР назвали маневры не иначе как «враждебной акцией и военной провокацией»
Фото: AP / Wong Maye-E
В октябре 2013 года власти Северной Кореи отвергли предложение подписать договор о ненападении с США, пригрозив «ударами возмездия» и «решающей схваткой с Америкой». Новый выпад Пхеньяна был сделан в ответ на прошедшие у южного побережья Корейского полуострова военно-морские маневры США, Южной Кореи и Японии, в которых принял участие атомный авианосец George Washington. Кроме того, Пхеньян провел собственные учения ВМС, за ходом которых наблюдал северокорейский лидер Ким Чон Ын
Фото: Reuters
Отношения между Кореями особенно обострились в 2010 году, когда в Желтом море северокорейской торпедой был потоплен корвет «Чхонан» военно-морских сил Южной Кореи. Уже тогда эксперты говорили, что операция была устроена для поддержания героического образа Ким Чон Ына, который незадолго до этого получил звание генерала армии
Фото: Reuters
В апреле 2013 года Северная Корея объявила о выводе своих рабочих и остановке работы на комплексе Кэсон, когда напряженность на Корейском полуострове резко возросла. На призывы Сеула сесть за стол переговоров о возобновлении работы промзоны северокорейский министр по делам объединения Рю Гиль Чжэ ответил, что КНДР не пойдет на это «пустое и бессмысленное действие». Как пояснил господин Рю, сотрудничество было прекращено из-за совместных военных учений Южной Кореи и США у берегов Корейского полуострова. КНДР восприняло эти маневры как агрессию. Министр добавил, что Пхеньян не пойдет на переговоры, пока Сеул не откажется от «своей конфронтационной политики»
Фото: Reuters
В декабре 2013 года северокорейский лидер Ким Чон Ын выступил с новыми угрозами в адрес Южной Кореи, призвав армию быть готовой к «войне без предупреждения»
Фото: Reuters
Однако в феврале 2014 года представители КНДР и Южной Кореи впервые за семь лет провели переговоры на высоком уровне. На встрече в пограничном пункте Пханмунчжон обсуждались детали плана по воссоединению семей, разделенных Корейской войной, и двусторонние отношения, ухудшившиеся из-за планов Сеула участвовать в военных учениях США
Фото: Reuters
На случай нападения со стороны КНДР в Вашингтоне и Сеуле, по данным The New York Times, разработали несколько сценариев. Если КНДР подвергнет артобстрелу территорию Южной Кореи, с Юга последует ответный артиллерийский удар такой же силы. Если же КНДР запустит ракету, которая будет нацелена на Южную Корею, Японию или американский Гуам, ее попытаются сбить в первые секунды полета. Если же ракета улетит в море, сбивать ее не будут
Фото: Reuters
К двум существовавшим столпам северокорейской идеологии — чучхе (придуман Ким Ир Сеном) и сонгун (изобретен Ким Чен Иром) — был добавлен еще один, который приписывается уже Ким Чон Ыну,— политика параллельного развития ядерных сил и народного хозяйства страны
Фото: Reuters
«Многие годы наш экономический прогресс отставал. Нам приходилось тратить огромные людские и материальные ресурсы на укрепление обороноспособности, а не направлять все это на улучшение жизни наших людей. Но теперь у нас есть силы ядерного сдерживания»,—сообщала «Нодон Синмун», объясняя, почему развитие военной ядерной программы КНДР так необходимо для благосостояния народа: «Новая стратегическая линия — кристаллизация безграничной верности Ким Чон Ына революционному делу»
Фото: Reuters
Последние шаги Ким Чон Ына свидетельствуют: надежды на либерализацию режима, которые связывали с именем нового лидера, не оправдались. Отпрыск династии Ким избрал более привычный путь закручивания гаек и тотальной мобилизации, пытаясь превзойти в этом деда и отца
Фото: Reuters
В декабре 2015 во время посещения обновленного оружейного завода в Пхеньяне Ким Чон Ын сообщил, что у КНДР есть собственная водородная бомба. Глава Северной Кореи рассказал, что его дед Ким Чен Ир «превратил страну в мощную ядерную державу, готовую, полагаясь на свои собственные силы, взорвать атомную и водородную бомбы, чтобы защитить суверенитет и достоинство нации». 6 января 2016 года КНДР предположительно провела испытание водородного взрывного устройства. Факт мощного взрыва, вызвавшего землетрясение магнитудой 5.1 балла подтвердили источники в США и Южной Корее
Фото: Reuters / KCNA