"В 2018 году увеличивать тарифы не планируется"
Для жителей Московской области железная дорога является одним из главных видов общественного транспорта: примерно половина перемещающихся между Москвой и пригородом пассажиров не пользуются личным автомобилем, причем 23% из них используют электрички и только 18% — автобусы. О приоритетах транспортной политики в Подмосковье Business Guide рассказала первый заместитель министра транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Анна Кротова.
BUSINESS GUIDE: Московская область — один из немногих субъектов федерации, у которых есть уникальный опыт заключения 15-летних контрактов на железнодорожное транспортное обслуживание с пригородными пассажирскими компаниями. Оправдал ли себя этот контракт? Можно ли уже сейчас сказать о конкретных плюсах принятого несколько лет назад решения?
АННА КРОТОВА: Для решения задачи развития пассажирского пригородного сообщения на железнодорожном транспорте совместно с правительством Москвы в 2015 году нами заключены долгосрочные соглашения с перевозчиками — Центральной и Московско-Тверской пассажирскими пригородными компаниями, благодаря которым мы имеем возможность закупать новые пригородные электропоезда. На сегодняшний день 14 новых поездов уже вышли на маршруты Подмосковья, до конца 2017 года планируется закупить еще 10 электричек. Всего до 2020 года планируется приобрести более 60 новых электропоездов.
Кроме того, в рамках этих контрактов реализуются проекты по реконструкции, ремонту и обустройству платформ, строительству и реконструкции пандусов для маломобильных граждан и туалетных модулей, что повышает уровень комфорта пассажиров подмосковных электричек. С 2015 года к требуемому стандарту качества приведено 138 платформ, в том числе в этом году было отремонтировано 88 платформ. Кроме того, к 2020 году планируется привести в нормативное состояние большинство остановочных пунктов, которых в Московской области насчитывается 467.
BG: Какие меры принимаются правительством области в части улучшения качества услуг пассажирам в пригороде?
А. К.: Для улучшения комфорта пассажиров в пригородном сообщении и удобства оплаты проезда в 2015 году в Подмосковье реализован проект "Стрелка", в рамках которого перевозки пассажиров осуществляются с использованием электронных проездных документов, оформленных с использованием транспортных карт. С декабря текущего года на Казанском направлении Московской железной дороги будет обеспечена возможность пополнять транспортную карту по принципу электронного кошелька, как это уже делается на остальных видах наземного транспорта в Московской области. В данном случае денежные средства, находящиеся на балансе транспортной карты, пассажиры смогут конвертировать в проездной документ (билет) путем использования бесконтактного платежа. Это гораздо удобнее и быстрее, чем приобретать билет обычным способом.
В целях увеличения пропускной способности пассажиров и автотранспорта в часы пик реализуются проекты по проектированию и строительству транспортно-пересадочных узлов на базе железнодорожных станций, пассажирских платформ и остановочных пунктов. Для таких проектов выбраны зоны наибольшей концентрации пассажиропотоков: станции Отдых (аэропорт Жуковский), Никольское, Лобня, Истра, Подольск, Люберцы-1, Ступино, Удельная, Ногинск, Апрелевка, Быково, Силикатная, Павшино, Нара, Ивантеевка-2, Электроугли, Жаворонки, Кубинка-1, Опалиха, Купавна, Голутвин, Химки, Мытищи и Одинцово. Реализация этой программы в целом направлена на улучшение транспортной инфраструктуры и организации комфортной среды для пассажиров, что позволит увеличить число жителей, отказавшихся от автомобиля в пользу железнодорожного транспорта.
BG: Какие совместные проекты с ОАО РЖД прорабатываются в правительстве Московской области?
А. К.: В настоящее время совместно с ОАО РЖД реализуются масштабные проекты по строительству железнодорожной инфраструктуры, включающие развитие Ярославского, Горьковского, Курского и Смоленского направлений железных дорог. Эти мероприятия предусматривают строительство дополнительных главных путей, реконструкцию существующих и строительство новых остановочных пунктов и станций для обеспечения удобства пассажиров на перспективу до 2020 года.
В 2018 году планируется завершить строительно-монтажные работы на участках Москва--Мытищи--Пушкино, Мытищи--Болшево Ярославского направления, а также Сколково--Усово--Одинцово Смоленского направления. По итогам реализации проекта ожидается увеличение объема движения электропоездов по Ярославскому направлению на 15%, по Смоленскому — на 34%.
В качестве еще одного важнейшего приоритета совместной деятельности с ОАО РЖД министерство видит мероприятия по ремонту и благоустройству железнодорожных переездов, пешеходных мостов и тоннелей под железнодорожными путями. Основная задача — обеспечить безопасность на железнодорожных переездах в одном уровне, а также увеличить их пропускную способность. Сегодня совместно с ОАО РЖД мы составляем приоритетные планы по строительству новых пешеходных переходов на транзитных участках железной дороги, обеспечивающих, с одной стороны, безопасный переход граждан через пути и доступность социальной инфраструктуры в населенных пунктах, разделенных железной дорогой.
Актуальна также тема корректировки графика движения поездов дальнего следования в пользу поездов пригородного сообщения. В настоящее время ОАО РЖД немного пересмотрело график движения, и в целях увеличения объемов движения пригородных поездов с 10 декабря нынешнего года во время часа пик будет скорректирован график курсирования четырех поездов дальнего следования по Киевскому, Белорусскому и Курскому направлениям. Эти мероприятия совместно с компанией будут продолжены и в 2018 году.
BG: Как изменится цена на проезд для пассажиров в Подмосковье в 2018 году?
А. К.: По вопросу изменения цены за проезд в подмосковных электричках могу лишь напомнить, что с 1 июля 2017 года цена билета возросла за одну десятикилометровую зону на 1,5 руб.— с 20,5 руб. до 22 руб. В 2018 году увеличивать тарифы не планируется.
Тем не менее Московская область совместно с правительством Москвы прорабатывают ряд предложений по совершенствованию действующей тарифной системы в пригороде. Один из вопросов — необходимость грамотного перераспределения тарифной нагрузки между большими и малыми расстояниями поездок.