«Начинает расти потребительская активность»
Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов — в интервью «Ъ FM»
Какое значение для отрасли имеет IV Всероссийский форум легкой промышленности? Какой вклад в ВВП вносит легкая промышленность? Как государство готово поддерживать малый и средний бизнес в этой отрасли? На эти и другие вопросы в интервью корреспонденту «Коммерсантъ FM» Владимиру Расулову ответил заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
— Форум уже проводится в четвертый раз, хотелось узнать ваше мнение — каково значение мероприятия для отрасли, в чем его главная суть, главный смысл?
— Мы несколько лет назад вместе с отраслевыми союзами, ассоциациями, предприятиями приняли решение о том, что необходима такая площадка, такой форум. Мы работаем в постоянном режиме, безусловно, со всеми участниками нашей индустрии, но очень важно собирать всех на одной площадке ежегодно и обсуждать как итоги уходящего года, так и основные перспективные направления, чтобы добиваться максимально положительного эффекта. У нас есть внутриотраслевые мероприятия, но это, в основном, все-таки в большей степени что-то наподобие ярмарок. А вот такая дискуссионная площадка, где мы обсуждаем абсолютно разные направления — и развитие производства, и взаимодействие производителей с ритейлом, и развитие дизайнерских направлений, новых технологий, перспективы отрасли в рамках развития цифровых направлений. Отдельно обсуждается межотраслевая кооперация. Мы неоднократно говорили о том, что наша отрасль удовлетворяет на только спрос на потребительском рынке от производителя к конечному потребителю в лице конкретного гражданина, но также удовлетворяет спросы других отраслей, то есть очень активно работает в так называемом сегменте B2B. Здесь у нас присутствуют представители других отраслей — строительство, сельское хозяйство, медицина. И, конечно, очень большой интерес к отрасли у нас сегодня не только со стороны отечественных участников, но и среди иностранцев — очень приятно, что здесь присутствуют представители крупнейших транснациональных компаний в области торговли. Это Inditex, Decathlon, IKEA — основные драйверы продаж отечественного легпрома в потребительском сегменте.
— 2017 год практически подходит к концу, самое время подводить его итоги. Ваши коллеги из Минэкономразвития прогнозируют рост ВВП по итогам этого года в 2,1%. Какой вклад в это вносит российская легкая промышленность?
— Что касается итогов 2017 года, то подводить их, конечно, еще пока рано — они будут подведены в первые два-три месяца 2018 года. Мы были удовлетворены итогами 2016 года. В среднем отрасль подросла более чем на 5%, это было очень неплохо, особенно по итогам тех кризисных явлений, которые были в нашей экономике, самое главное — по итогам изменения важнейших макроэкономических показателей. В этом году ситуация, конечно, намного благоприятнее: во-первых, все-таки нет такой турбулентности нашей национальной валюты по отношению к другим валютам, можно выстраивать свой бизнес, просчитывать денежные потоки, понимать и просчитывать все-таки стоимость импортируемого оборудования для предприятий, которые проводят модернизацию — к сожалению, оборудования для легкой промышленности мы сейчас не производим, такие компетенции мы утратили, — стоимость сырья и, конечно, для вновь открывающихся предприятий экономическую модель стало рассчитывать намного легче, чем предыдущие два-три года. И очень важно, что начинает расти потребительская активность. Очень важно: все больший и больший процент граждан проявляет интерес к российским производителям — это мы увидели на мероприятиях, которые проводили в этом году. Уверен, что такая же тенденция продолжится. Это мероприятия, связанные с реализацией наших товаров в иных форматах — не в магазинах или торговых комплексах, а на открытых пространствах, проще говоря, на ярмарках. Ярмарка — это временное мероприятие, в отличие от рынка и от продажи в магазине. Но мне кажется, именно на таких площадках мы получаем наибольшее представление, самое понятное и прозрачное, о том, насколько наши товары могут быть востребованы, насколько они могут быть конкурентны по отношению к иностранным товарам, и самое главное, кто является их основным потребителем. Мероприятия, которые прошли в Петербурге, которые сейчас начинаются в Нижнем Новгороде и будут проходить в других городах, нам это покажут. В Петербурге мы видели очень большой интерес к нашим российским производителям, которые участвовали в этой ярмарке в самом центре нашего прекрасного города. Возвращаясь к результатам, мы, во-первых, видим значительный рост экспорта — по итогам семи месяцев этот рост составляет 15%, что важно для любого производителя, который хочет конкурировать не только внутри закрытого рынка, но и на внешнем уровне, на глобальных рынках. И мы видим, что по основным направлениям у нас идет рост.
— Можете конкретизировать, какие направления здесь наиболее перспективны?
— Сейчас лидеры роста — это производство, как ни странно, синтетических тканей. Здесь рост почти 26% у нас. Производство трикотажа — около 20%, производство обуви — более 11%, очень успешно развиваются бренды столового и постельного белья. И, конечно, как всегда, очень хорошо и активно растет у нас производство спецодежды и изделий для активного отдыха, для путешествий, для спорта. Не могу не отметить, безусловно, и детскую кожаную обувь — это вообще одно из направлений, которое каждый год показывает весьма впечатляющие результаты.
— А какую долю в российской современной легкой промышленности занимает сейчас малый и средний бизнес? Как государство помогает ему развиваться в этой области?
— Честно говоря, российская легкая промышленность в основе своей состоит из предприятий малого и среднего бизнеса, крупных предприятий не так много, я имею в виду по тем показателям, которые у нас приняты для крупных предприятий с точки зрения численности персонала и выручки. Зачастую у наших предприятий легкой промышленности очень большая вовлеченность человеческого труда: предприятие может иметь не очень большую выручку, но при этом там может работать большое количество сотрудников, больше 250 человек — это как раз критерий отнесения к крупному предприятию. И было принято законодательное решение, нас поддержало руководство страны, чтобы критерии численности убрать, для того, чтобы предприятия, которые по выручке не дотягивают до крупных, могли пользоваться всеми мерами поддержки, которые сегодня предусмотрены для малых и средних предприятий, и улучшать свои показатели, привлекая кредитные ресурсы для модернизации, для создания новых производств, для выпуска новой технологичной продукции.