«Татарский язык должен стать привлекательным»
Госсовет Татарстана проголосовал за отказ от обязательного изучения его в школах
Вчера Госсовет Татарстана формально поставил точку в вопросе преподавания татарского языка в местных школах. Прокурор республики Илдус Нафиков заявил, что национальный язык будет изучаться, как и предполагал „Ъ“ 29 ноября, на добровольной основе, только с согласия родителей. Он предостерег «горячие головы от незаконных действий и высказываний экстремистского характера». Источник „Ъ“ в администрации президента говорит, что Москва будет «жестко следить» за тем, чтобы в преддверии выборов президента Татарстан не спекулировал на языковой теме как на национальном вопросе.
В среду Госсовет Татарстана завершил обсуждение ситуации с преподаванием татарского языка в школах (о споре республики с федеральным центром „Ъ“ писал 25 сентября и 26 октября). В Татарстане, согласно местной конституции, татарский язык является государственным. По региональному закону 1992 года он преподавался в школах в обязательном порядке в равном объеме с русским языком.
На сессии выступил прокурор Татарстана Илдус Нафиков. Он сообщил об итогах проверок всех 1412 образовательных организаций региона: было выявлено 3856 нарушений закона и получено 1716 жалоб и обращений. Как и писал „Ъ“ 29 ноября, нарушения состояли в том, что во всех школах, кроме 24, занижались объемы преподавания русского языка. Также установлены факты «нарушения прав и свобод на добровольное изучение родных языков и государственного языка республики с навязыванием незаконных итоговых тестирований», которые влияли на перевод в 10-й класс и средний балл аттестата, заявил господин Нафиков. Он отметил «вмешательство республиканских государственных и муниципальных органов в автономию образовательных организаций», в связи с чем приняты меры прокурорского реагирования в отношении директоров школ и республиканских чиновников «вплоть до президента республики». «Совокупность этих нарушений не только нарушала образовательные нормативы, но и негативно влияла на обеспечение свободы передвижения и выбора места жительства гражданами в пределах РФ»,— заявил прокурор республики.
По его словам, по итогам проверок школы Татарстана исправили свои учебные планы, обеспечив добровольность изучения родных языков. Исключение составила лишь одна казанская школа. По сведениям „Ъ“, речь идет о школе-интернате «Солнце», чей директор Павел Шмаков оспорил требования прокуратуры в суде. Илдус Нафиков также сообщил, что Минобразования РФ «с учетом предложений руководства Татарстана разработало вариант учебного плана, где конкретизирована возможность изучения государственных языков республик: добровольно, на основании письменного согласия родителей, в пределах двух часов в неделю за счет части, формируемой участниками образовательных отношений». По его словам, прокуратура и дальше намерена «отслеживать все перекосы и нарушения» в сфере образования в республике.
В конце выступления прокурор предостерег «горячие головы от незаконных действий и высказываний экстремистского характера». «Они будут жестко и решительно пресечены, с чьей стороны бы они ни исходили»,— заявил он. Ранее полпред президента в Приволжском округе Михаил Бабич также призывал «общественные организации и политических деятелей перестать политизировать данный вопрос и наживать на нем политический капитал». За попытками политизировать тему накануне выборов будут следить и в администрации президента, говорит собеседник „Ъ“ в управлении президента по внутренней политике. «Есть попытки спекулировать на этом как на национальном вопросе. Мы будем жестко следить, чтобы решение проблемы проходило в рамках закона „Об образовании“»,— сказал он.
По просьбе спикера Госсовета Фарида Мухаметшина, «чтобы все больше и глубже не возбуждать наше общество», депутаты не стали обсуждать доклад прокурора. Спикер предложил, «не открывая прений и не задавая вопросов», проголосовать за постановление Госсовета: принять информацию прокурора к сведению и предложить региональному министерству образования «принять меры по организации учебного процесса» в соответствии с предложениями Минобрнауки РФ (поступили в республику 28 ноября). При этом господин Мухаметшин не стал акцентировать внимание на том, что властям Татарстана не удалось отстоять обязательное преподавание татарского языка, хотя ранее он говорил „Ъ“, что «другого пути нет». Спикер лишь отметил, что «найдено общее понимание с коллегами из федерального министерства» и «татарский язык как государственный язык Татарстана в рамках учебных планов в школах изучаться будет». По окончании сессии Госсовета он отказался от комментариев „Ъ“.
Президент Татарстана Рустам Минниханов, который ранее также заявлял, что изучение государственного языка республики не может быть добровольным, вчера на сессии Госсовета отсутствовал. Он находился в командировке в Великобритании. Первый президент республики Минтимер Шаймиев по вопросу не высказывался. На просьбу „Ъ“ прокомментировать отмену обязательного изучения татарского он лишь сказал: «Татарский язык должен стать привлекательным».
Депутаты посчитали, что вопрос с татарским языком решен неокончательно. «Вопрос не исчерпан, он не в полном объеме решен»,— заявил глава комитета Госсовета по образованию Разиль Валеев, которому Фарид Мухаметшин поручил взять вопрос о преподавании языков на контроль. Господина Валеева «не устраивает» решение федерального центра: «Мы не это просили. Мы просили, чтобы у нас было преподавание государственных языков республик в обязательном порядке». Он пообещал, что депутаты вернутся к этому вопросу.