Полицейских условно наказали за «ласточку»
Суд не отправил в колонию виновных в гибели многодетного отца
В Татарстане осудили четырех бывших сотрудников полиции Казани. По версии следствия, пять лет назад они применили пытку «ласточка» в отношении местного жителя Павла Дроздова, который затем скончался в отделе полиции. Региональные следователи не нашли в действиях полицейских нарушений, до суда дело дошло лишь после вмешательства центрального аппарата СКР. Несмотря на то что подсудимые вину не признали, вместо запрошенных прокуратурой сроков колонии они получили условное наказание.
В среду Кировский райсуд Казани огласил приговор по уголовному делу бывших сотрудников местного ОП «Юдино»: помощника начальника отдела — оперативного дежурного части майора Сергея Петикина, его родного брата, помощника оперативного дежурного прапорщика Алексея Петикина, дежурного дежурной части старшего лейтенанта Эдуарда Болгарова и кинолога старшего сержанта Олега Бачурова. Все четверо были признаны виновными в превышении должностных полномочий с применением насилия и специальных средств (ст. 286 УК РФ). При этом их действия суд квалифицировал как совершенные группой лиц по предварительному сговору.
Согласно приговору, в 2012 году они применили насилие в отношении доставленного в ОП 45-летнего Павла Дроздова — отца четверых детей, работавшего заместителем директора Казанского техникума железнодорожного транспорта по административно-хозяйственной части.
Инцидент произошел вечером 1 февраля 2012 года. Господина Дроздова задержали и доставили в ОП из кафе «Узбечка», где он якобы хулиганил. Как утверждают его родные, это был его первый опыт общения с правоохранителями: «Он был спокойный и неконфликтный, в органы милиции не доставлялся, к уголовной ответственности не привлекался».
Согласно материалам дела, за господином Дроздовым в отдел приехали его друзья, которые попросили отпустить его под их поручительство и даже предлагали уплатить за него штраф. Полицейские им в этом отказали, сославшись на то, что задержанный «ведет себя агрессивно». Однако, по утверждению его друзей, он был в отделе спокойным и даже улыбался.
Как следует из материалов дела, Павла Дроздова поместили в камеру, где он через некоторое время стал возмущаться своим задержанием и стучать в дверь. По версии следствия, Сергей Петикин, «недовольный его поведением», предложил своим коллегам «связать по рукам и ногам» задержанного.
Войдя в камеру, полицейские накинулись на господина Дроздова, повалили его на пол и применили пытку «ласточка»: веревкой за спиной привязали его скованные наручниками руки к ногам. Оставив задержанного лежать в такой позе, они удалились.
Через некоторое время один из сотрудников ОП по монитору видеонаблюдения заметил, что господин Дроздов не подает признаков жизни. Полицейские поспешили в камеру, развязали задержанного, вызвали скорую помощь, но приехавшие врачи спасти его не смогли.
Павел Дроздов получил многочисленные ссадины рук и плеч, которые, сказано в деле, не причинили вреда здоровью и не состоят в причинной связи с его смертью. По данным экспертов, он мог умереть от сердечно-сосудистой недостаточности.
После инцидента республиканские следователи несколько раз возбуждали уголовное дело, но не находили в действиях полиции состава преступления. Расследованием занялись сотрудники центрального аппарата СКР, которые и довели дело до суда.
Председательствующий напомнил, что в соответствии с законом «никто не должен подвергаться насилию», «полиция предназначена для защиты граждан», а, например, оперативный дежурный «должен быть доброжелательным». Он сообщил, что экс-полицейским необходимо назначить лишение свободы, однако можно обойтись условным сроком. Были учтены положительные характеристики подсудимых, их ведомственные награды, а также то, что у всех у них есть семьи и «с того времени (как погиб господин Дроздов.— „Ъ“) ими не были совершены» никакие противоправные деяния.
Сергею Петикину было назначено четыре, а остальным — по три с половиной года лишения свободы условно. При этом все были на три года лишены права работать в правоохранительных органах.
Отметим, гособвинение просило в прениях от трех с половиной до четырех с половиной лет колонии общего режима.
Ни один из подсудимых вину не признал. Так, Сергей Петикин утверждал, что в сговор на насилие не вступал, а коллег позвал в камеру, чтобы «поговорить с задержанным». Он и его коллеги не отрицали факта связывания господина Дроздова, но заявили, что «инструкция это не запрещает» и что действовали они «в рамках предоставленных им должностных полномочий».
После заседания экс-полицейские отказались комментировать приговор. В прокуратуре Татарстана „Ъ“ сказали, что решение об обжаловании приговора примут после его изучения. В свою очередь, юрист правозащитной организации «Зона права», представляющий интересы потерпевшей стороны, заявил, что решение суда будет обжаловать и намерен добиться реальных сроков наказания.