«Никакой травлей отвечать не собираемся»
Петр Толстой — о лишении RT аккредитации в Конгрессе США
Журналистов RT лишили аккредитации в Конгрессе США. Такое решение было принято галереей корреспондентов радио и телевидения американского парламента в связи с регистрацией телеканала в качестве иностранного агента. Ранее в Госдепартаменте заявляли, что новый статус никак не повлияет на деятельность RT. Телеканал был вынужден зарегистрироваться в качестве иноагента на территории США еще 13 ноября. В ответ российские законодатели приняли ответные меры, которые позволяют Минюсту признавать иностранными агентами СМИ, финансируемые из-за рубежа. Ситуацию ведущей «Коммерсантъ FM» Наталье Ждановой прокомментировал вице-спикер Госдумы Петр Толстой.
— Вы сообщили у себя в Telegram-канале, что ответ совместно с коллегами из Совета федерации и МИД уже прорабатывается. Какие наработки у вас уже есть и каким образом может быть дан симметричный и зеркальный ответ?
— Я думаю, что тут в принципе речь идет об изменении правил работы для некоторых средств массовой информации с государственными органами Российской Федерации. Мы бы, конечно, не хотели такого развития событий, но видим, что спираль достаточно странных действий со стороны американцев не останавливается — соответственно, мы со своей стороны вынуждены будем идти на ответные меры. Я бы сказал, что важны еще и причины, почему это происходит. Нам откровенно говорят, что российские СМИ — это вражеские СМИ, что они распространяют не ту информацию, неправильную, только в связи с тем, что она отличается от навязанной американцам точки зрения, в которой главным словом является слово «замешан». То есть доказательств никаких нет, но все во всем замешаны. Эта публичная травля российских средств массовой информации в Соединенных Штатах вызывает глубокое сожаление, и наши коллеги за океаном фактически не оставили нам выбора.
— Получается, что российские парламентарии ответят американским журналистам такой же травлей?
— Нет, мы никакой травлей отвечать не собираемся. Более того, мы на регулярной основе взаимодействуем с корреспондентами всех изданий, работающих в Москве, в том числе и американских. Диалога, в отличие от американцев, не боимся, у нас есть свои аргументы и свои доказательства, имеющие, в отличие от выдумок, которые распространяются в американском Конгрессе о русских хакерах или о российской дезинформационной угрозе, юридическую силу. Поэтому не мы эти меры принимаем, но без ответа их оставлять тоже не можем. Россия — не та страна, которая может оставить без ответа подобные недружественные шаги.
— Если телеканал RT не согласен с решением американского Конгресса, можно же в Америке это решение каким-то образом оспорить и попытаться восстановить свой статус? Зачем на дипломатическом уровне давать ответы и дальше раскручивать эту спираль?
— К сожалению, по сложившейся практике возможность обжалования действий Конгресса в американских судах крайне ничтожна, шансы на успех крайне малы. И речь ведь идет не конкретно о канале RT, а о целенаправленной кампании по дьяволизации России. Если на такие выпады не отвечать, оставлять их без ответа, это будет означать, что мы признаем за американскими конгрессменами хотя бы какую-то толику правоты.
— Журналистам каких СМИ могут запретить посещать Госдуму, уже есть претенденты?
— Пока мы не рассматриваем конкретные СМИ. Я надеюсь, что эти решения, если они будут приняты, будут применяться только точечно и в ответ на демарши наших коллег в Соединенных Штатах.
— Точечно — все равно адресно, это какие-то конкретные средства массовой информации?
— Да, адресно: это будут американские СМИ. Пока наши европейские коллеги не запрещают российским журналистам вход в парламент, мы не рассматриваем такую возможность. Только одно могу вам сказать: мы подумаем о том, как сделать так, чтобы был соблюден паритет по информационному влиянию.
— И в какие сроки будет подготовлен ответ?
— Думаю, в течение следующей недели мы примем все необходимые решения — тем более, часть этих решений имеет полномочия принимать Министерство иностранных дел, определяющее порядок аккредитации иностранных корреспондентов. Решения, которые процессуально нужно будет принять Государственной думе, скорее всего, будут рассмотрены во вторник на совете палаты.