На месте одного «Метеора» возникли две комиссии
Искать причины космической аварии придется вслепую — без телеметрии
Комиссия «Роскосмоса» сегодня приступит к выяснению причин нештатного пуска ракеты «Союз-2.1б» с космодрома Восточный. В отсутствие телеметрии и объективных данных специалистам предстоит в двухнедельный срок установить причины потери спутника «Метеор-М 2–1». После этого к работе приступит созданная по инициативе правительства специальная комиссия, руководить которой будет глава научно-технического совета госкорпорации Юрий Коптев. По данным “Ъ”, итоговый доклад с анализом причин ЧП поступит в Белый дом не ранее 21 декабря. Это значит, что времени на проведение третьего пуска с Восточного в 2017 году уже не остается.
О создании комиссии по расследованию ЧП с запуском спутника «Метеор-М» сообщили в госкорпорации «Роскосмос», уточнив, что ее возглавил заместитель гендиректора Центрального научно-исследовательского института машиностроения Олег Скоробогатов, а его заместителем по комиссии стал генеральный конструктор по средствам выведения и наземной космической инфраструктуре Александр Медведев. «Работа комиссии планируется до 15 декабря 2017 года»,— добавили в «Роскосмосе».
Напомним, метеорологический аппарат «Метеор-М» вместе с 18 малыми спутниками (в числе которых был российский «Бауманец-2», канадский LEO Vantage и немецкий D-Star One) и разгонным блоком «Фрегат» был запущен с Восточного 28 ноября при помощи «Союза». Ракета-носитель, по предварительным данным, отработала штатно, а инцидент, повлекший за собой вывод головной части ракеты на нерасчетную орбиту и последовавшую потерю всех аппаратов, произошел уже в момент работы «разгонника». По горячим следам было выдвинуто несколько версий. Например, ТАСС со ссылкой на свои источники сообщал, что причиной аварии стала «техническая неисправность в аппаратуре спутниковой навигации», «Интерфакс» же отмечал, что авария могла случиться из-за «ошибки в полетном задании ракеты-носителя и разгонного блока». По словам источника “Ъ”, участвующего в расследовании, поиск причин ЧП осложняется из-за отсутствия данных о поведении «Фрегата»: если информацию о параметрах «Союза» во время полета специалисты получали через спутники ретрансляции системы «Луч», то на «разгоннике» такая возможность предусмотрена не была. Первичные данные о состоянии «Фрегата» должны были поступить на землю после того, как блок пролетит над одной из наземных станций, но он, отделившись от третьей ступени «Союза», попал в слепую зону. Собеседник “Ъ” предполагает, что первые вопросы комиссии будут обращены к программному обеспечению, установленному в системе управления «разгонника»: «Сбой софта произошел уже в процессе работы двигательной установки». В любом случае специалисты рассмотрят все возможные версии ЧП, поднимут всю документацию, а в случае необходимости прибегнут и к компьютерному моделированию, говорит источник.
Впоследствии к работе подключится и вторая комиссия, которую, как и предполагал “Ъ”, возглавил председатель научно-технического совета «Роскосмоса» Юрий Коптев. По сведениям “Ъ”, ее создание инициировал вице-премьер Дмитрий Рогозин, инициатива оформлена в виде решения правительства. В документе говорится, что к 1 декабря господин Коптев должен определиться с составом комиссии (накануне он даже приезжал в аппарат правительства для консультаций). Причем, по данным “Ъ”, он сможет привлекать к расследованию всех, кого сочтет нужным: в случае необходимости — даже специалистов из смежных отраслей. «Роскосмосу», в свою очередь, поручено оказывать всестороннюю помощь господину Коптеву. Последнему, в свою очередь, надо будет не только перепроверить результаты работы аварийной комиссии, но и дать оценку методике эффективности проведения расследований в отношении аварийных пусков и выработать рекомендации. «Юрий Николаевич (Коптев.— “Ъ”) опытнейший специалист, он успешно расследовал различные неудачные запуски — например, аварию межпланетной станции “Фобос-Грунт” в 2011 году,— говорит один из топ-менеджеров.— Но в этом случае у обеих комиссий одинаковый набор информации, опираться придется на одни и те же факты». Так или иначе в Белом доме ждут доклада от господина Коптева после 21 декабря. Именно его выводы могут послужить основанием для кадровых мер в отношении лиц, допустивших фатальную для «Метеора» ошибку. Учитывая то, что следующий пуск с Восточного планировался на 22 декабря, шансы на отправку двух спутников «Канопус» (№3 и №4) на орбиту стремятся к нулю: по окончании работы комиссии «Фрегаты» будут дополнительно перепроверены в НПО имени Лавочкина.
Исходя из этих данных, третий пуск с Восточного состоится только в первом квартале 2018 года.