Лучшие подруги бриллиантов
Елена Стафьева о смене приоритетов в ювелирном мире
Новые клиенты и новые звезды встречаются в пространстве ювелирного мира прямо сейчас, выстраивая новую систему отношений друг с другом и с брендами.
Rihanna Loves Chopard Jewellery
Rihanna Loves Chopard Jewellery
Rihanna Loves Chopard Jewellery
Rihanna Loves Chopard Jewellery
Rihanna Loves Chopard Jewellery
Messika Move Addiction
Фото: предоставлено Messika
Messika Move Addiction
Messika Move Addiction
Messika Move Addiction
Messika Move Addiction
Messika Move Addiction
Messika Move Addiction
Messika Move Addiction
Chopard Ice Cube Pure
Фото: предоставлено Chopard
Chopard Ice Cube Pure
Фото: Пресс-служба Chopard
Chopard Ice Cube Pure
Chopard Ice Cube Pure
Chopard Ice Cube Pure
Chopard Ice Cube Pure
Chopard Ice Cube Pure
Ювелирный мир очень консервативен. Литье, закрепка, паваж, эмали, камни, опять камни — все это в первую и самую важную очередь связано с ремесленным мастерством. И отношения со знаменитостями, которые, конечно, возникли совсем не вчера, всегда выстраивались по очень традиционной схеме: вот наши легендарные и просто известные клиентки, вот мы подобрали драгоценности для выхода актрисы/певицы/модели на красную дорожку, а вот наша реклама — и в ней красивая актриса/певица/модель красиво позирует в тех украшениях, которые мы на нее надели. Так было до совсем недавнего времени — и вот сейчас на наших глазах эта отработанная схема начала меняться.
Во-первых, появились новые клиенты. То есть они еще и не стали клиентами, еще ни разу не переступили порога ювелирного магазина — а все стали беспокоиться, что могут никогда и не переступить, так и не стать клиентами, потому что представление о люксе у молодых его потребителей заметно отличается от традиционного. Просто красивая звезда в просто красивых украшениях их больше не трогает.
Во-вторых, появились новые звезды. Они не то чтобы не готовы просто позировать в красивых украшениях — нет, готовы. Но их способы самопрезентации и коммуникации со своими поклонниками настолько разнообразны и настолько отличаются от прежних, что отражения их личностей (а вернее, их инста-личности, фейсбук-личности и твиттер-личности) неизбежно падают на все, что они рекламируют. И теперь выбирать звезд приходится в числе прочего и по их social-networks-стилю, который все-таки связан с их общим человеческим стилем. Например, девушка с инста-ником @badgalriri и 55 миллионами подписчиков не может восприниматься сама по себе. Девушку зовут Рианна, и недавно ювелирная компания Chopard выпустила с ней совместную коллекцию, частью которой является коллекция haute joaillerie,— и это одна из самых сложно устроенных с точки зрения камней, цветов и даже технологий коллекций Chopard последнего времени. Уже несколько лет Рианна выходит в украшениях Chopard на красные дорожки, но нынешняя коллекция — совсем другой жанр.
"Она не просто пришла и сказала: "Хочу что-нибудь с сапфирами",— говорит глава ювелирного направления Chopard Каролина Шойфеле.— Она хотела узнать обо всех процессах: как выплавляется форма, как выбираются камни, как они крепятся". История началась почти два года назад, когда Рианна во время встречи с Каролиной очень определенно выразила желание сделать совместную коллекцию и непосредственно участвовать в ее придумывании — а потом приезжала в женевскую штаб-квартиру Chopard и наблюдала за финальной отделкой. И если все это вам кажется сопроводительной маркетинговой легендой, то достаточно просто взглянуть на сами вещи, чтобы понять, что вся история абсолютно правдива. Во-первых, коллекция связана с Барбадосом, родиной Рианны, а во-вторых, в ней есть степень избыточности, возможная только для девушки, которая способна прийти на бал Metropolitan в многокилограммовом платье пронзительного желтого цвета или произносить речь на официальном приеме в абсолютно прозрачном наряде, надетом на почти голое тело.
В коллекции две части — "Карнавал" и "Сад Барбадоса",— и обе настолько красочны, что дальше некуда. Исключение — серьги, браслет и часы в белых бриллиантах. Остальные украшения включают все возможные камни всех возможных цветов: турмалины (в том числе из Конго), цавориты, рубеллиты, редкие серо-голубые сапфиры, много бирюзы. Шесть тысяч камней и 400 часов только на их закрепку. Тут есть довольно неожиданный для Chopard, но вполне в духе Рианны браслет на лодыжку по мотивам павлиньих перьев. Понадобились редкие технологии: например, для браслета с цветочными мотивами, который обвивается вокруг предплечья, был использован сплав титана и никеля — нитинол, металл, который используется в хирургии позвоночника, потому что благодаря исключительной гибкости и прочности способен всегда возвращать себе первоначальную форму.
Каролина Шойфеле объясняет, что ее привлекло в Рианне (помимо, конечно, 55-миллионного инстаграма): "Она надевает непарные сережки, она нанизывает разные кольца, она смешивает прикольные штуки с серьезными украшениями. Это и есть современный способ носить ювелирные вещи; я всегда говорю, что украшения создаются не для того, чтобы лежать в сейфе". Довольно избитый уже образ "носите наши бриллианты с джинсами и майкой" сейчас трансформируется в "носите нашу многомиллионную haute joaillerie с афрокосичками и 25 тату" — именно так их и носит Рианна на рекламных имиджах коллекции.
Но haute joaillerie — это не вся совместная коллекция Рианны и Chopard, базовая часть Rihanna Loves Chopard Jewellery — это вариации Ice Cube, классической коллекции Chopard 1999-го года (тут в ней впервые появилась керамика, оттенок которой, jungle-green, Рианна выбирала лично). Цены в этой части начинаются примерно с тысячи евро — это известная именно своим минимализмом коллекция, которую Chopard очень своевременно решил реанимировать. Но самое забавное — что не только Рианна связана с новой жизнью Ice Cube. Лицом отдельной новой Ice Cube Pure стала ее полная противоположность, французская модель и актриса Эмелин Валад. И это довольно примечательно.
Эмелин Валад — девушка, которая сыграла Бетти Катру в фильме об Иве Сен-Лоране, которая год за годом выходит на красную дорожку Каннского фестиваля в мужских костюмах и мужских же туфлях и затмевает там всех, которая меняет цвет волос с белого на почти черный и выглядит женственно и андрогинно в одно и то же время. Девушка с абсолютно простым и абсолютно совершенным стилем, которая лично мне может продать что угодно, хоть оберточную бумагу, потому что она — современность par excellence. И эти украшения, в названии которых очень точно появилось слово "Pure", выглядят на ней как родные: смотришь — и думаешь, что только такое она и должна носить. Простые, геометричные, абсолютно комбинаторные. "Самая замечательная вещь в этой коллекции — ее минимализм, эти украшения работают с чем угодно — хоть днем, хоть вечером",— говорит она. И когда Эмелин упоминает про то, что коллекция сделана из золота Fairmined (то есть добытого с соблюдением всех этических производственных норм), понимаешь, что для такой девушки это действительно может иметь значение. Таково абсолютное попадание social-личности звезды в образ продукта. И то, что одна и та же коллекция может работать для двух таких разных звезд, говорит, собственно, о том самом эффекте: личность влияет на продукт, и, выбирая звезду, ювелирные бренды сегодня заимствуют не только ее лицо, но и часть ее личности, пусть даже и social-личности.
Тот же эффект сработал в случае с другой инста-звездой, причем одной из главных сейчас — Джиджи Хадид. Начинавшая как модель, потом звезда инстаграма, Джиджи в настоящее время переносит всю свою активность на коммерческую работу — у нее есть совместная линия с Томми Хилфигером, она всячески пытается стать не просто проводником чужих образов и вещей, но и создателем своих собственных. И то, что Валери Мессика выбрала именно ее, чтобы отметить 10-летие главной коллекции Messika — Move, и сделала ее лицом, послом и вдохновителем новой коллекции Move Addiction, очень показательно. Она не просто красивая, она красивая, деятельная и даже деловая американская девушка, а коллекция Move — тоже, кстати, простая и минималистичная — очень в ее духе. И, что важно, совершенно не конфликтует с другими проектами Джиджи — эти легкие тонкие сочленения с подвижными бриллиантами внутри абсолютно вписываются в стиль современной калифорнийской блондинки, и тут можно уже говорить не о джинсах с майкой, а о джинсовых шортах с клетчатой рубашкой. Валери Мессика называет это "рок и даже немного панк". И опять же — ожерелья-трансформеры, браслеты, которые можно надевать хоть по два, хоть по пять на одно запястье, кольца, которые можно носить на разных фалангах,— все это может висеть гроздьями, а может редуцироваться до одной абсолютно простой бриллиантовой полоски. Очень важный и очень современный момент.
Rihanna Loves Chopard Jewellery
Фото: предоставлено Chopard