Убытки от ОСАГО впишут в полис
Потери страховщиков от мошенников и автоюристов навесят на автовладельцев
Страховщики хотят использовать либерализацию тарифов ОСАГО для борьбы с автоюристами. Они рассчитывают, что увеличение тарифов в проблемных регионах заставит автовладельцев добиваться от местных властей принятия мер по борьбе с недобросовестными юристами. Кроме того, страховщики начали сообщать о судебных выплатах по ОСАГО налоговикам для начисления гражданам НДФЛ с этих сумм — что также должно осложнить жизнь юристам-посредникам.
Страховое лобби в очередной раз бьет тревогу — как заявил в четверг президент РСА Игорь Юргенс, ситуация в ОСАГО близка к критической: по итогам десяти месяцев 2017 года средняя премия (цена полиса) снизилась на 3%, до 5,8 тыс. руб., выплата — выросла на 15% — до 77,1 тыс. руб. Такую динамику Игорь Юргенс объясняет активностью страховых мошенников, ущерб от их деятельности в союзе оценивают в 60 млрд руб., треть из которых спровоцировали «недобросовестные посредники-автоюристы».
Из-за этого количество судебных решений по выплатам ОСАГО за год выросло на 4,8% (до 262 тыс.), выплаты по ним выросли на 43% (до 25,7 млрд руб.). Из них меньше половины пришлось непосредственно на возмещение ущерба — 12,4 млрд руб., а 13,4 млрд руб. составили отсуженные накладные расходы — штрафы, неустойки, оплата услуг юристов и привлеченных к разбирательству экспертов по оценке ущерба. По словам Игоря Юргенса, мошенники и недобросовестные юристы освоили в этом году и Крым — там судебные выплаты страховщиков выросли в восемь раз, до 246 млн руб., больше половины составило возмещение накладных расходов.
Остановить мошенников и юристов, по мнению РСА, должна либерализация тарифов (соответствующий проект сейчас готовит Минфин).
Союз предлагает отменить существующие в ОСАГО надбавки к полису — коэффициенты территории, возраста и стажа водителя, ограничения по допуску за руль, мощности автомобиля — в обмен на установление страховщиками индивидуальных тарифных коэффициентов для водителей. Регулятор сможет ограничить максимальную цену полиса и принимать от страховщиков обоснование по выбору тарифа, как это сейчас происходит в каско.
По словам господина Юргенса, сейчас местные власти решают проблему активности мошенников за счет страховщиков. Недовольные же новой ценой полиса автомобилисты могут заставить местные власти активнее бороться с недобросовестными посредниками. «При этом для “неубыточного” автовладельца, который не пользуется помощью сомнительных посредников, тариф может быть ниже, чем сейчас,— сказал “Ъ” Игорь Юргенс.— Пока же получается, что водители благополучных регионов платят за тех, кто ездит в убыточных».
Остановить юристов, по задумке РСА, должна практика сообщения страховщиками в налоговые органы сведений о получении лицом судебной выплаты для начисления НДФЛ.
Отметим, что, согласно разъяснениям Минфина и ФНС, выплата по суду сумм штрафов со страховщика приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя. С суммы страхового возмещения и с компенсации морального вреда платить налог не надо, а вот сумма неустойки и штрафа налогом облагается.
Как пояснил “Ъ” президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников, в большинстве случаев юрист оформляет с участником ДТП два документа — о переуступке прав требований к страховщику (цессия) и договор о представительстве его интересов в суде. «Если произошла полноценная цессия и юрист в суде заявляет, что он представляет интересы своей компании, никаких налоговых последствий для автовладельцев наступить не может,— говорит Николай Тюрников.— Однако в большинстве случаев юристы оставляют договор о цессии в офисе и идут в суд по доверенности о предоставлении интересов. В этом случае налоговые последствия реальны, и это может быть сюрпризом для автовладельца».
Управляющий партнер юридической фирмы Taxadvisor Дмитрий Костальгин обращает внимание, что переуступка прав в ОСАГО возмездная (автовладелец получат от юриста средства сразу). «Потенциально это доход, и к нему могут возникнуть налоговые требования,— говорит он.— Но логика страховщиков, что это уменьшит экономическую выгоду и поэтому не надо обращаться к юристам, странная, права граждан успешно защищаются в судах на практике». Руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса компании «Пепеляев групп» Максим Кошкин говорит, что «выплаты часто не хватает на приведение автомобиля в исходное состояние, поэтому граждане вынуждены обращаться с исками к страховщикам, неудивительно, что страховщиков не радуют решения судов по ним».
На страховом рынке говорят, что планы по либерализации тарифов находят понимание у регулятора и уже после президентских выборов стоит ждать начала реформы. Однако, как сообщили “Ъ” в пресс-службе ЦБ, «сегодня говорить о каких-то конкретных цифрах и параметрах либерализации тарифов ОСАГО преждевременно». К середине 2018 года ЦБ рассчитывает иметь системную программу либерализации тарифа, рассчитанную на несколько лет. «Совершенно очевидно, что для обеспечения защиты прав потребителей мы не допустим одномоментного повышения цен на полисы ОСАГО»,— говорят в Банке России.