ЕС вывел из-под санкций против России ракетное топливо для миссии ExoMars-2020
Ракетное топливо для российско-европейского проекта по исследованию Марса ExoMars-2020 выведено из-под экономических санкций, которые ЕС в 2014 году ввел в отношении России. Как следует из публикации в Официальном журнале Евросоюза, решение об отмене санкции в отношении ракетного топлива вступит в силу 2 декабря. «Запреты, содержащиеся в параграфах 1 и 3, не должны применяться к продаже, поставкам, передаче или экспорту и импорту, покупке или транспортировке гидразина с концентрацией 70% или более для испытаний и полета спускаемого космического модуля ExoMars и для полета несущего модуля в рамках миссии ExoMars-2020»,— говорится в публикации.
ЕС выдвинуло несколько условий для снятия ограничений на поставки ракетного топлива. «Объем гидразина, предназначенного для испытаний и полета спускаемого космического модуля в рамках миссии ExoMars-2020 и рассчитанный в связи с нуждами каждого этапа миссии, не должен превышает 5 тысяч кг на всю продолжительность миссию. Объем гидразина, предназначенного для полета несущего модуля ExoMars в рамках миссии ExoMars-2020, не должен превышать 300 кг»,— говорится в журнале.
Напомним, запуск проекта ExoMars начался со старта ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» 14 марта 2016 года с Байконура. Тогда связка аппаратов TGO—Schiaparelli была выведена на траекторию перелета к Марсу. Основная задача аппаратов — поиск доказательств наличия метана в атмосфере планеты, которые могли бы подтвердить присутствие жизни или активности на Марсе. Цель посадочного модуля Schiaparelli — проверить ключевые технологии для второй экспедиции ExoMars, намеченной на 2020 год.
После разделения аппаратов 16 октября 2016 года TGO был успешно выведен на эллиптическую орбиту, в то время как спускаемый модуль Schiaparelli не смог штатно достигнуть поверхности Марса. Связь с ним была потеряна примерно за 50 секунд до расчетного времени посадки, после чего он разбился.
Подробнее о миссии ExoMars читайте в материале «Ъ» «Европейцы хотят изучать Марс вместе с Россией».