Лизинг ускоряет рост
Конъюнктура
Рынок лизинга демонстрирует быстрый рост. В условиях оживления экономики компании спешат реализовать отложенный спрос, воспользоваться программами господдержки и низкими ставками на привлечение финансирования.
По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА» (RAEX), в первом полугодии рынок лизинга в России вырос в два раза по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом — до 427 млрд руб. Согласно базовому прогнозу аналитиков агентства, по итогам 2017 года рынок достигнет рекордного за все время его существования объема — 850 млрд руб.
Драйверами рынка выступают прежде всего транспортные сегменты — авиационный, автомобильный и железнодорожный, прирост объема нового бизнеса в которых, по данным RAEX, составил 91%, 38% и 77% соответственно, а рост сегмента водного транспорта, хоть и невелик пока по объемам, показал внушительный рост на 225% в сравнении с первым полугодием 2016 года.
Значительными темпами растет операционный лизинг: прирост объема нового бизнеса лизинговых компаний в сегменте аренды составил 166%, говорится в отчете RAEX. Особенно активно оперлизинг развивается в сегментах авиационной и железнодорожной техники, а в розничных сегментах по-прежнему остается невостребованным. Например, доля аренды в новом бизнесе в сегменте автотранспорта, как и годом ранее, находится на уровне 2–3%.
Лидерство на рынке лизинга с 2009 года прочно закрепилось за госкомпаниями, отмечают аналитики RAEX: на первое место по итогам полугодия поднялся «Сбербанк Лизинг», на втором — Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), «ВТБ Лизинг» занимает третью позицию. Доля крупнейшего лизингодателя на рынке в первом полугодии достигла 17% нового бизнеса против 13% годом ранее, отмечает агентство, а доля трех крупнейших лизинговых компаний в объеме нового бизнеса составила 39% против 34% годом ранее.
Несмотря на снижение доли автолизинга в общем объеме рынка с 40% до 35%, в абсолютном выражении этот сегмент вырос на 38%, как считают аналитики RAEX, за счет реализации госпрограмм по линии Минпромторга РФ. Как и прежде, автолизинг остается крупнейшим сегментом рынка, причем продажи грузовых автомобилей в лизинг растут быстрее, чем легковых (прирост объема лизингового бизнеса компаний с грузовиками составил около 55%, с легковушками — 24%). Оживление российской экономики в сочетании с господдержкой лизинга, по оценкам RAEX, способно привести к росту автосегмента на 30%, а июльское увеличение госсубсидий на покупку грузового автотранспорта и спецтехники с 10% до 12,5% приведет к дополнительному повышению спроса.
В крупнейшей на этом рынке лизинговой компании «Европлан» (входит в группу «САФМАР Финансовые инвестиции» Михаила Гуцериева) считают, что стремительный рост бизнеса в автосегменте обеспечивается активностью частных лизинговых компаний и ростом популярности лизинга как способа покупки автомобиля. «В 2014 году доля лизинга в продажах легковых автомобилей в России составляла 5,1%, по итогам 2016 года — 8,1%, а по итогам первого полугодия 2017 года — уже 8,5%,— рассказывает генеральный директор компании Александр Михайлов.— Это говорит о том, что происходит сокращение нашего отставания от развитых экономик, где этот показатель часто превышает 30%».
Директор по продажам «Альфа-Лизинга» Дмитрий Пушкин констатирует, что в сегменте лизинга грузовых автомобилей сыграл свою роль «правильно подобранный фокус госсубсидий», сделав бенефициаром программы крупнейшего в России производителя грузовиков КамАЗ, тогда как в сегменте легковых автомобилей, по его мнению, «рост, очевидно, недостаточен, хотя и показывает положительную динамику несколько месяцев подряд». В то же время драйвером в легковом сегменте служит «грамотная стратегия агрегаторов таксомоторных парков», таких как «Яндекс-Такси» и Gett, которые в сотрудничестве с лизинговыми компаниями сформировали готовое решение для начинающих и крупных игроков рынка такси: скидка к цене автомобиля, аванс за счет субсидии, специальный пакет страхования. Дальнейшего роста рынка в следующем году можно ожидать только при сохранении объема всех субсидий на уровне не меньшем, чем есть сейчас, считает господин Пушкин.
Аналитики RAEX особо отмечают рост лизинга железнодорожного подвижного состава: сегмент показал положительную динамику впервые с 2012 года. Прирост объема нового бизнеса железнодорожной техники в первой половине года составил 77% вследствие реализации спроса на инновационные вагоны. Продолжающееся списание изношенного парка операторов стимулирует лизинг железнодорожной техники, что обеспечит прирост сегмента по итогам 2017 года на 70–75%, прогнозируют аналитики агентства.
В «ВТБ Лизинге» связывают активизацию железнодорожного сегмента с наметившимся ростом доходности от оперирования универсальным подвижным составом — полувагонами в силу наличия устойчивой грузовой базы и перехода на эксплуатацию инновационного подвижного состава с увеличенной грузоподъемностью. По словам гендиректора компании Андрея Коноплева, «участники рынка сегодня ведут очень взвешенную политику при формировании универсального парка», что должно застраховать рынок от чрезмерных колебаний спроса и предложения, которые наблюдались в прежние годы.
Для «Альфа-Лизинга» железнодорожный транспорт традиционно остается одним из ключевых направлений деятельности, сообщили в компании. «Дальнейшие перспективы рынка находятся в прямой зависимости от того, насколько активно будет финансироваться строительство новых вагонов, но, на мой взгляд, уже в ближайшей перспективе стоит ожидать замедления темпов роста в этом сегменте»,— полагает руководитель отдела по работе с предприятиями транспорта Анна Ржевская. Вступивший в силу запрет на продление срока службы маневровых локомотивов создает предпосылки для развития рынка лизинга тягового подвижного состава, напоминает она, «но без введения мер государственной поддержки данного рынка не обойтись, что наглядно проявилось на примере других отраслей».