Барышня и бандюган
На экранах фильм «Страсть и верность»
В прокат выходит фильм франко-бельгийского производства «Страсть и верность» (Le Fidele), входивший в программу кинофестивалей в Венеции и Торонто. От бельгийского режиссера, представляющего свои картины на международных смотрах, ожидаешь сугубо реалистичных упражнений на остросоциальную тематику в духе братьев Дарденн. Но Михаэль Р. Роскам, в отличие от знаменитых соотечественников, старается играть на поле чистого жанра и, по мнению Юлии Шагельман, слишком уж заигрывается.
По словам режиссера, «Страсть и верность» — это вторая часть предполагаемой трилогии о мире бельгийского криминала, которую он начал в 2011 году фильмом «Бычара», выдвигавшимся от Бельгии на «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и открывшим актера Маттиаса Шонартса для международной публики. Сам Михаэль Роскам тоже успел дебютировать в Голливуде, поставив криминальную драму «Общак» (2014) по сценарию Денниса Лихейна, но теперь вместе со своим любимым актером вернулся на родную территорию.
Шонартс выступает в своем привычном амплуа крутого, но сентиментального парня, прячущего под суровой внешностью золотое сердце. У Джино, или Джиджи, как его называют друзья, было трудное детство, навсегда оставившее отпечаток на его характере. Однако вся его выстроенная против внешнего мира защита рушится, когда он встречает молодую гонщицу Бенедикт, или же Биби (Адель Экзаркопулос), и немедленно влюбляется. Девушка столь же стремительно отвечает ему взаимностью, хотя трудно сказать, чем герой сумел ее так приворожить, кроме традиционной тяги хорошей девочки к плохому парню, пусть выдающему себя за скромного бизнесмена, занимающегося импортом-экспортом. Впрочем, уже в самом начале отношений Джино раскрывает свой главный секрет: на самом деле он гангстер и грабит банки. Наивная Биби принимает это за шутку — большая ошибка, из которой и вырастает дальнейшая цепь роковых событий.
Надо отдать им должное: Шонартс и Экзаркопулос органично взаимодействуют в кадре и играют пресловутые страсть и верность с полной самоотдачей, хотя у него запала хватает до конца фильма, а она вместе со зрителем явно устает где-то посередине. Волею режиссера и сценаристов пара оказывается в обстоятельствах хотя и душещипательных, но настолько идиотских, что оправдать их не могут ни жаркие постельные сцены, ни потоки слез, ни повторяемые примерно раз в полторы минуты признания в любви.
Картина делится на три акта, и первый из них продвигается вперед довольно бодро, хотя и состоит из сплошных штампов. Конечно же, под влиянием всепоглощающей страсти Джиджи решает завязать с криминалом. Конечно же, сразу после этого он соглашается принять участие еще в одном, на этот раз уж точно последнем ограблении. Конечно же, это последнее дело принимает неудачный оборот (успешные ограбления случаются только в комедиях, а тут же настоящая драма), и герой оказывается за решеткой.
Несмотря на очевидную предсказуемость и сомнительную моральную подоплеку (предполагается, что зрители должны сочувствовать герою, потому что у него был жестокий папа, а то, что его способ зарабатывать на жизнь незаконный, ну так банкиров никто не любит), смотрится эта часть фильма вполне увлекательно. К тому же именно в ней сосредоточен весь экшен — например, изобретательная и эффектно поставленная сцена ограбления инкассаторского фургона среди бела дня с помощью грузового контейнера, сброшенного с моста на дорогу. Собственно, на этом картину можно было бы и закончить, ничего не потеряв, получился бы невыдающийся, но крепкий криминальный боевик с красивой любовной линией.
Однако впереди еще час с лишним экранного времени, и лихо стартовавшая история оборачивается беззастенчиво бьющей на жалость мелодрамой об ожидании милого друга из тюрьмы, а поведение героев полностью утрачивает признаки здравого смысла. Биби, в начале фильма уверенная в себе и независимая молодая женщина, превращается в мученицу, причем в ход идут такие нижепоясные приемы, как неудачная беременность и внезапная смертельная болезнь. На долю Джиджи остается совершать одну глупость за другой, и любое сочувствие к нему попросту выдыхается. В финале же авторы, окончательно отбросив всякое смущение, разводят на экране жестокий романс из репертуара радио «Шансон», но, пожалуй, даже любители этого жанра, вместо того чтобы залиться слезами над печальной повестью, испытают только облегчение от того, что она наконец закончилась.