Крокодил стал президентом

Чем знаменит новый глава Зимбабве Эммерсон Мнангагва

Результатом отстранения Роберта Мугабе, инициированного армией, поддержанного народом и завершенного товарищами президента по партии, стал приход к власти в стране старинного друга президента и его помощника Эммерсона Мнангагвы.

Палач, приговоренный к смерти

У Эммерсона Мнангагвы, нового президента Зимбабве и главы правящей партии ЗАНУ-ПФ, есть прозвище — Крокодил. Оно было дано ему еще до того, как Зимбабве получила независимость, за необычайную хитрость и жестокость. Даже сторонников Эммерсона Мнангагвы в партии называют лакостами (Lacoste — французская марка одежды, логотипом которой является зеленый крокодил). Всю свою жизнь он верой и правдой служил свергнутому президенту и оппозиционером стал случайно: борясь за место преемника Роберта Мугабе с его второй женой Грейс. Только когда стало очевидно, что она побеждает, Крокодил и верные ему ветераны войны за независимость перешли в наступление. Знающие Мнангагву люди говорят, что он куда ужаснее своего предшественника. Ведь тот только отдавал страшные приказы, а Крокодил выполнял их, кажется, не скрывая удовольствия. «Он очень жестокий человек. Очень жестокий»,— говорил в свое время корреспонденту Би-би-си один из его соратников. Даже собственные дети Мнангагвы, старающиеся защитить отца, признают, что он очень неэмоциональный человек. «Он был хорошим отцом, но очень строгим. Он мало говорит, возможно, именно это всех и пугает»,— вспоминает его младший сын, известный всей Африке диджей под псевдонимом Сент-Эммо.

В отличие от своего предшественника, прошедшего довольно долгий путь от теоретика борьбы за независимость к непосредственному руководству этой борьбой, Крокодил всегда был человеком дела. Он происходит из самого большого клана народности шона, самой многочисленной в Зимбабве. Точную дату его рождения установить невозможно. Однако считается, что он родился 15 сентября 1946 года. Когда ему было 11 лет, он вместе с родителями переехал в Северную Родезию (ныне — Замбия). Здесь он закончил среднюю школу и ремесленное училище, став строителем. Его захватила борьба за свободу и после достаточно успешной для молодого человека карьеры в Объединенной партии национальной независимости (ЮНИП, правящая партия Замбии с 1964 по 1991 годы), в 1962 году он вступил в Африканский народный союз Зимбабве (ЗАПУ) — партию, выступавшую за независимость Южной Родезии. Здесь его сразу начали готовить к партизанской войне. Он отправился в Египет, бывший тогда настоящим магнитом для всех антиколониальных движений Африки. Там он стал слушателем военной школы в Гелиополисе, однако закончить ее ему не удалось. В ЗАПУ произошел раскол. Группа товарищей во главе с Робертом Мугабе отказалась поддержать идею тогдашнего руководства партии союза с Москвой и создала собственную организацию — Африканский национальный союз Зимбабве, главным спонсором которого стал Китай. Власти Египта раскола не приняли, новую партию признать отказались, а всех ее членов, среди которых был и 17-летний Эммерсон Мнангагва, арестовали. Лишь через некоторое время под давлением Китая они были освобождены. Юноша вступил в созданную ЗАНУ «Африканскую национальную освободительную армию Зимбабве» и отправился на учебу в Пекин. На родину он вернулся через год.

Его арестовали после одной из операций «освободительной армии» — подрыва поезда неподалеку от города Форт-Виктория. В то время ему было 19 лет. В официальной биографии Крокодила говорится, что в заключении он подвергался жестоким пыткам. За подрыв поезда и несколько убийств Крокодила приговорили к смертной казни.

Он некоторое время провел в камере смертников, однако в итоге казнь ему заменили десятилетним заключением: даже в такой стране, как Южная Родезия, было запрещено казнить несовершеннолетних. В тюрьме он возобновил свою учебу и ко времени выхода из заключения уже имел диплом бакалавра права, выданный Университетом Лондона, а потом продолжил учебу в университете Лусаки. Тогда же он стал одним из ближайших соратников Роберта Мугабе и даже получил официальный статус «специального помощника» будущего зимбабвийского диктатора.

После того, как Мугабе пришел к власти, именно Крокодил возглавил операцию по уничтожению своих бывших товарищей по партии ЗАПУ, которые стали мешать новому главе государства. Так из приговоренного к смерти он превратился в палача, именем которого до сих пор пугают детей в зимбабвийской провинции Матабелеленд.

Коммунист-миллионер

Президент Зимбабве Эммерсон Мнангагва

Фото: Philimon Bulawayo, Reuters

Имя нового президента Зимбабве хорошо известно международным торговцам алмазами. Ведь Крокодил — один из тех, кто обогатился во время операции по подавлению инакомыслящих в Зимбабве, а также во время операции зимбабвийских вооруженных сил в Демократической Республике Конго. Официально военные Зимбабве отправились туда бороться с мятежниками, однако больший интерес для Крокодила имели алмазные копи на территориях, которые он контролировал.

Позже американские дипломаты в Хараре (да и не только они) назовут Крокодила не только одним из самых богатых людей страны, но и человеком, который создал и долгие годы успешно руководил схемами по превращению конголезских и зимбабвийских алмазов в деньги, оседавшие на секретных счетах верхушки правящей партии и самого Мугабе.

Впрочем, это был не единственный вклад Эммерсона Мнангагвы в экономическое развитие Зимбабве. Его считают одним из организаторов политики президента Мугабе по вытеснению белых из экономики страны. Именно эта политика превратила Зимбабве в одну из беднейших стран на планете. При этом, в отчете ООН в 2001 году эксперты, занимавшиеся изучением экономического положения страны, называли Крокодила «архитектором всей коммерческой деятельности ЗАНУ-ПФ».

Сейчас, правда, новый президент говорит об открытости страны для иностранных инвестиций, а эксперты связывают с его именем надежды на улучшение ситуации. Наиболее вероятным они считают укрепление связей с Китаем. У нового президента особые отношения с этой страной: он дважды учился в Китае — сначала военному делу, а потом — в партийной школе при ЦК КПК. А буквально за несколько дней до того, что в мире называют государственным переворотом, а в самой Зимбабве — конституционной сменой власти, он посетил Пекин, как считают эксперты, для того, чтобы заручиться поддержкой китайских властей. Судя по всему, эта поддержка была ему обещана.

Неожиданный оппозиционер

Фото: Siphiwe Sibeko, Reuters

С самых первых дней существования независимой Республики Зимбабве на Крокодила смотрели не просто как на ближайшего и самого безжалостного соратника Роберта Мугабе, но и как на его сменщика. Эммерсон Мнангагва был руководителем национальной службы безопасности в то самое время, когда президент Зимбабве развязал борьбу против своих противников из ЗАПУ. В самый опасный для Мугабе момент — во время предвыборной кампании 2008 года, когда, казалось, режим, обескровивший страну и дискредитировавший идеи борцов за независимость, может лишиться власти (необыкновенной популярности тогда достиг лидер оппозиции Морган Чангираи), именно Мнангагве (он тогда занимал пост министра по делам строительства и социального обеспечения) спровоцировал массовые беспорядки по всей стране. Воцарившийся хаос помог тогда президенту Зимбабве удержаться у власти.

Тем не менее, как в самой партии, так и среди населения у Крокодила было достаточно недоброжелателей. В конце 2000 года в своем отчете о ситуации в Зимбабве американский дипломат Эрл Ирвинг утверждал, что Эммерсон Мнангагве «повсеместно вселяет страх, его ненавидят по всей стране» (эта депеша оказалась одной из тех, что были «слиты» Wikileaks). А по словам одного из высокопоставленных членов ЗАНУ-ПФ, в партии не прекращались попытки отдалить Крокодила от Мугабе, поскольку его возможный приход к власти мог бы оказаться губительным для страны.

Первая попытка отстранить Мнангагве была предпринята в 2004 году, когда на съезде правящей партии он неожиданно лишился поста члена политбюро партии. Впрочем, победа врагов Крокодила длилась недолго. Доказав свою верность Мугабе в ходе предвыборной кампании 2008 года, он вновь завоевал его расположение и в 2009 году был назначен на важнейший пост министра обороны. А в 2014 году стал первым вице-президентом страны, то есть лицом, к которому автоматически переходит власть в случае смерти или болезни президента. Но тут у противников Мнангагве забрезжила новая надежда. О своем желании сменить мужа на посту президента страны все чаще начала открыто говорить жена Роберта Мугабе, Грейс. Она заручилась поддержкой одной из партийной фракций и начала строить козни против Крокодила как в партии, так и в правительстве. Открытый разрыв между ними произошел после того, как первый вице-президент обвинил первую леди в том, что она пыталась его отравить. На одном из мероприятий ему якобы подсунули мороженное, сделанное на ферме Грейс Мугабе, и оно было отравленным.

Когда престарелого и почти впавшего в маразм Роберта Мугабе поставили перед выборов — жена или помощник, он, разумеется, выбрал жену. Мнангагва был отправлен в отставку с поста первого вице-президента, исключен из партии. Ему даже пришлось бежать из страны.

Грейс Мугабе, больше известная как «Гуччи Грейс» за свою любовь к шоппингу в дорогих магазинах Европы и Азии, олицетворение зимбабвийской коррупции, стала почти официальным преемником Роберта Мугабе. На декабрьском съезде ЗАНУ-ПФ ее должны были утвердить в должности вице-президента страны.

И тут Крокодил нанес решающий удар. Что бы ни говорили о нем простые жители Зимбабве, для ветеранов «войны за независимость» и для военнослужащих Сил обороны Зимбабве он оставался героем войны, одним из тех, кто принес Зимбабве независимость. То, что ему предпочли коррумпированную и алчную женщину, к борьбе за свободу никакого отношения не имевшую, в этих кругах сочли оскорблением.

Не вызывает сомнений тот факт, что войска, изолировавшие Мугабе и принудившие его подать в отставку, действовали под руководством Крокодила. Он прибыл в страну национальным героем. Все его враги были повержены, а Грейс Мугабе и ее сторонники и вовсе исключены из партии. Из Зимбабве поступают сообщения об арестах ее сторонников из числа бывших министров и членов парламента. Сам Крокодил был восстановлен в партии и утвержден президентом страны. В своей инаугурационной речи он заявил о необходимости примирения и о том, что начинается эпоха «новой демократии». Он пообещал прорывы в экономике, политике и правах человека. Зимбабвийцы от восторга по поводу ухода Мугабе на время забыли послужной список нового президента. Тем не менее, вряд ли эйфория продлится долго и от жителей страны ускользнет тот факт, что Эммерсон Мнангагва менее всего подходит на роль человека, который исполнит все те обещания, которые содержались в его собственной инаугурационной речи.

Филипп Ночевка

Вся лента