У интернет-магазинов попросят чек

В онлайн-ритейле обнаружили налоговую лазейку

Недобросовестные онлайн-магазины используют сервисы Robokassa и «Яндекс.Платежка», чтобы продавать товары без фискального чека и уходить от налогов, пожаловалась Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) в письмах в ЦБ и ФНС. Проблема существует и требует решения, согласны налоговики. Магазины могут использовать сервис не по назначению вопреки рекомендациям, признают в «Яндекс.Деньгах».

Фото: Сергей Коньков, Коммерсантъ

АКИТ направила в ФНС и ЦБ письма, в которых просит законодательно отрегулировать порядок выдачи чеков при дистанционной торговле и обязать банки запрашивать у клиентов e-mail и номер телефона при осуществлении платежных поручений. Это необходимо, чтобы фискализировать все безналичные операции, отмечают в АКИТ. Правовая неопределенность в отношении формирования фискальных чеков в зависимости от способа оплаты ведет к неравным условиям ведения бизнеса, указано в письмах.

Сегодня «на рынок выходят сервисы, которые помогают недобросовестным интернет-магазинам принимать оплату с сайта без печати чека», отмечает президент АКИТ Алексей Федоров. В качестве примеров таких сервисов в письме указаны Robokassa и «Яндекс.Платежка». Без чека потребителю трудно вернуть товар в гарантийном случае, а сами платежи выпадают из онлайн-фискализации и зачастую уходят от налогового учета, поясняет господин Федоров. Наличие таких обходных схем подталкивает бизнес к миграции в теневое поле для контролирующих органов, считают в АКИТ.

АКИТ также просит законодательно закрепить возможности направления чеков для форм дистанционной торговли, в которых непосредственного взаимодействия продавца с покупателем может не быть, к ней относится торговля по каталогам, объявлениям и через телемагазины, где оплата заказа осуществляется платежным поручением. В этом случае передать чек продавец может одним из следующих способов: отправить электронный чек до момента передачи товара на телефон или e-mail, отправить бумажный чек в посылке вместе с товаром или предоставить его при взаимодействии с клиентом, считают в АКИТ.

Михаил Мишустин, глава ФНС, в апреле 2017 года (цитата по «Интерфаксу»)
Нужно идентифицировать площадки, с которых идет торговля, и связывать их с физическими и юридическими лицами, чтобы все было прозрачно

В ФНС сообщили “Ъ”, что службе известно о проблеме принятия сайтами оплаты без чека. Услуги, предоставляемые такими сайтами, лежат вне правового поля, подчеркивают в ведомстве. В ФНС рассчитывают, что по окончании переходного периода нового закона о кассовой технике возможности сокрытия выручки, связанные с работой таких сайтов, будут минимизированы. Фискализация в интернете фактически отсутствовала до реформы, и сейчас там этот процесс идет медленнее, чем в ритейле, говорят в ФНС. Там соглашаются, что «проблема существует и требует решения», считают предложения АКИТ «целесообразными» и готовы их поддержать. В ЦБ комментарий не предоставили.

В законе говорится, что контрольно-кассовая техника применяется исключительно при оплате наличными и электронными средствами платежа, о переводах по банковским счетам или переводах без открытия счета речь не идет, напоминает представитель «Яндекс.Платежки» (входит в «Яндекс.Деньги»). «Предпринимателям, использующим “Платежку”, в соответствии с письмом ФНС от 25 октября текущего года, мы рекомендуем фискализировать платежи. При этом уточнять порядок фискализации у регулятора магазинам нужно самостоятельно»,— указывают в пресс-службе. «Яндекс.Платежка» ориентируется на небольшие магазины и сервисы, суммарный оборот которых не превышает 100 тыс. руб. в год. Если отраслевые ассоциации пояснят магазинам, сервисам и бюджетным учреждениям возможный порядок работы, то инициатива будет исполняться на практике, полагают в «Яндекс.Платежке». В Robokassa не смогли оперативно предоставить комментарий.*

Кристина Жукова


*На следующий день Robokassa предоставила комментарий:

В Robokassa подчеркнули, что сервис «всегда находится в правовом поле». «Интересы покупателей и их права как потребителей товаров и услуг никогда не страдали по вине платежного сервиса Robokassa»,— заявила исполнительный директор сервиса Татьяна Глазачева. В частности, по ее словам, сервис выдает покупателям электронную квитанцию, которая всегда принимается судами в качестве доказательства оплаты при спорах покупателя с интернет-магазином. Предложение же АКИТ фискализировать все безналичные операции в Robokassa называют абсурдным, так как они «и так изначально абсолютно прозрачны для налоговых органов».

Вся лента