Всем близкое далекое
Аркадий Кузнецов подводит итоги конкурса «ТЭФИ-Регион — 2017»
На прошлой неделе завершился Всероссийский телевизионный конкурс "ТЭФИ-Регион"-2017. В Тюмени состоялось заключительное голосование и церемония награждения победителей, на которой побывал корреспондент "Огонька"
Один из организаторов премии "ТЭФИ" Этери Левиева призналась, что не любит выражение "рекордный". Тем не менее нынешний конкурс "ТЭФИ-Регион"-2017 был именно таким по множеству признаков. 165 телерадиокомпаний из 84 городов и поселков России представили на суд жюри 573 работы (на заключительном этапе работы оценивались в номинациях "Информационное телевещание" и "Просветительское и развлекательное телевещание"). Если держать в голове эти цифры, разговоры о смерти телевидения можно считать преждевременными. Но и ликовать по этому поводу не стоит, ведь региональное телевещание сегодня стоит на пороге кардинальных преобразований под общим названием "цифровизация". Благая идея обеспечить население страны бесплатной и качественной картинкой может обернуться закрытием десятков региональных телестудий.
Об этом на встрече с телевизионщиками из регионов сообщил замминистра связи РФ Алексей Волин. Он констатировал, что цифровизация телевещания в России практически завершена. 98,5 процента населения страны уже имеет бесплатный доступ к 10 цифровым телеканалам, а к 2019 году выбор станет в два раза больше. В составе "мультиплексов" есть каналы-гиганты — "Первый", "Россия", РЕН, НТВ и т.д., есть каналы специализированные — детские, информационные, музыкальные, спортивные, религиозные и культурные. Нет только эротических и региональных, которым предложено осваивать другие медиасреды — кабельное вещание и интернет.
"Главная задача, которая сейчас стоит перед телевизионным сообществом,— не выбросить вместе с водой младенца,— считает Этери Левиева.— Замечательная идея цифровизации уже убила некоторое количество региональных телекомпаний. Сейчас индустрия перестроилась и пристроилась к новым реалиям, но нужны законы, гарантирующие регионам возможность самостоятельного телевещания. Мы сейчас уже имеем 21-ю кнопку (канал, зарезервированный за региональными телекомпаниями) и должны биться за получение 22-й кнопки, уже для муниципальных каналов".
Овчинка стоит выделки
Конечно, многие телепрограммы, которые номинировались на "ТЭФИ-Регион", напоминают наивное искусство. Но зато телевидение в провинции может позволить себе роскошь иметь собственный стиль, выходящий за рамки пресловутого формата. Привилегия, которой лишены федеральные каналы, отчаянно борющиеся с конкурентами за рейтинги. В рамках конкурса в Тюмени активно обсуждали, конечно же, главного конкурента телевидения — интернет. Да, Сеть — это свобода. Но одновременно она же и зависимость: бесконечность выбора превращается в его невозможность. В противовес этому "зомби-ящик" предлагает по крайней мере хотя бы какую-то "систему".
Отбор телепроектов, которые участвовали в финале "ТЭФИ-Регион", не выглядел случайным: казалось, жюри попыталось максимально полно представить российскую действительность и обозначить тренды. В год столетия революции заслуженный интерес вызвала тема, представленная белгородскими журналистами, которые вспомнили об одном малоизвестном эпизоде Гражданской войны (фильм "Места знать надо. Томаровский железнодорожный вокзал"). Телевизионщики из Кирова в фильме "Черта" рассказали о созданном в недрах ГУЛАГа театре, где силами зеков ставились оперетты. Не обошлось и без военной темы: среди победителей ТЭФИ этого года — работа о добровольцах-поисковиках из Усолья-Сибирского, работающих на Невском пятачке, а также художественный фильм "Случайный вальс" (Тюмень).
Последний проект стоит отметить особо, ведь производство художественных фильмов и сериалов становится для регионов перспективным бизнесом. Возможно, именно поэтому впервые в "ТЭФИ-Регион" и появилась подобная номинация. Технологически и профессионально провинциальные телестудии подтянулись к столицам, что неоднократно отмечали и члены жюри. Еще одним доводом в пользу глубинки становится цена производства; в общем, либерализация экономики идет под руку с ее же оптимизацией. Да и реалити-шоу у "местных" получаются захватывающими, хотя ставкой в них часто становится работа на опасном химическом производстве (программа "Zавод", Пермь). Что ж, это тоже Россия, с ее реальными перспективами.
Средь шумного бала
И, наконец, после бурных споров наступил главный момент конкурса — вручение статуэток ТЭФИ. Семь килограммов бронзы по проекту Эрнста Неизвестного, символ экзальтации и надрыва, вручался лучшим из лучших представителей регионов от Дальнего Востока до Смоленска. Алексей Лысенков, создатель программы "Сам себе режиссер", которого называют "дедушкой российского YouTube", предложил поздравить "всех, кто не вышел сегодня на сцену, и пожалеть несчастных, которые унесут с собой семь килограммов железа и будут таскаться с ними весь вечер". Тема "лишнего веса" продолжилась, когда Екатерина Левицкая из Смоленска, победившая в номинации "Репортер", призналась залу, что "потеряла килограммов пять от стресса" в ожидании решения жюри. "Зато семь приобрели",— раздалась реплика из зала. Впрочем, нашлось на церемонии место для серьезных слов и даже драматических эпизодов.
"ТЭФИ — соревнование, а не профсоюз по защите регионального ТВ,— сказал со сцены Александр Акопов, президент фонда "Арт", одного из главных учредителей премии,— зритель для нас — главное, и он имеет право на все". На это можно возразить, что риторика про "среднего зрителя" и его стандартные запросы, разговоры на тему "народ не поймет" выгодны тому, кто хотел бы превратить ТВ в сервисную структуру. Да, приходится признать, что многие темы для региональных сюжетов выбирают в мэрии, а не на редакционной планерке, поэтому гости форума с тревогой констатировали, что журналисты продолжают уходить из профессии.
Производство сериалов становится для регионов перспективным бизнесом. Провинциальные студии подтянулись к столичному уровню, что отмечали и члены жюри "ТЭФИ-Регион"
И все же зал был единым, когда стоя приветствовал объявление о награде очередного финалиста ТЭФИ — Веру Глаголеву, актрису и режиссера, ушедшую от нас в этом году. Специальный приз Вере Глаголевой за личный вклад в развитие российского телевидения Марк Розовский вручил ее дочери, актрисе Анне Нахапетовой.
В кулуарах довелось подслушать репетицию речи одного из финалистов; затем она прозвучала уже со сцены: "Жизнь человека оценивается не количеством вдохов и выдохов, а количеством моментов, когда перехватывает дыхание". Мы были вместе с участниками "ТЭФИ-Регион" все эти дни и надеемся встретиться с ними на будущий год уже в Самаре.