Инвестсоветников дополнили поверенными
Спустя год закон вернулся в Госдуму
Завтра в Госдуме будет повторно рассмотрен законопроект, вводящий на финансовый рынок новый институт — инвестиционных советников. Закон был принят в трех чтениях больше года назад, однако Совет федерации наложил на него вето. По результатам деятельности согласительной комиссии в него был введен дополнительный институт — финансовых поверенных брокера и управляющего. Однако для независимых инвестконсультантов новое законодательство несет лишь излишнюю регулятивную нагрузку.
На российском финансовом рынке, вероятно, все-таки появятся инвестиционные советники, функцией которых будет оказание потребителю помощи в процессе инвестирования средств в ценные бумаги. Завтра, по информации “Ъ”, после годового перерыва в Госдуме будет рассмотрен соответствующий законопроект в редакции согласительной комиссии. Это подтвердил глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков.
Разговоры о необходимости введения этого института ведутся более десяти лет. В ноябре 2009 года Федеральная служба по фондовому рынку представила рынку первый вариант законодательного акта. Нынешняя версия законопроекта, вносящая изменения в законы «О рынке ценных бумаг» и «О саморегулируемых организациях», была одобрена Госдумой в трех чтениях еще в июне 2016 года. Однако Совет федерации (СФ) наложил на него вето. «Такие случаи в законодательной практике чрезвычайно редки»,— отмечает председатель совета директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский. Сенаторы сочли, что закон слишком ограниченно трактует понятие деятельности по финансовому (инвестиционному) консультированию. При этом в заключение комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам говорится, что проект направлен на регулирование «очень узкого сегмента участников финансового рынка и не учитывает более многочисленную группу финансовых поверенных (посредников)». К ним сенаторы отнесли форекс-операторов, кредитных и ипотечных брокеров, «а также иные организации, которые оказывают консультации, не связанные с инвестиционными рекомендациями, и техническую поддержку по финансовым продуктам, существующим на финансовом рынке, в целях привлечения дополнительных клиентов в лицензируемые финансовые организации».
Однако против такой трактовки выступили депутаты. Согласительная комиссия занималась снятием возникших противоречий более года. По словам ее сопредседателя, зампреда комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николая Журавлева, в закон были дополнительно введены поверенный брокера и поверенный управляющего, которые будут действовать на основании договора поручения исключительно в целях заключения договора о брокерском обслуживании или доверительном управлении. Ими могут быть только юридические лица, но они не являются профучастниками. «Вся ответственность за нарушение поверенными законодательства ляжет соответственно на брокера и управляющего. Условия и порядок привлечения поверенных будут устанавливаться базовым стандартом»,— пояснил господин Журавлев. Основные же нормы законопроекта остались прежними: инвестиционные консультанты будут состоять в реестре ЦБ, входить в саморегулируемую организацию (СРО), давать консультации в соответствии с инвестиционным профилем клиента и нести за них ответственность.
«Роль инвестиционных консультаций резко возрастает с ростом интереса к фондовому рынку со стороны массового инвестора»,— отметил президент Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев. По его словам, НАУФОР намерена стать СРО инвестсоветников и взаимодействует с американским Financial Planning Standards Board при разработке аттестационной программы. «Мы рассчитываем, что закон будет окончательно принят до конца 2017 года»,— отметил господин Аксаков.
Впрочем, независимые участники считают, что законопроект дает преференции юрлицам — лицензированным участникам рынка. По словам гендиректора консалтинговой компании «Персональный советник» Натальи Смирновой, «многие компании декларируют подход “персональное финпланирование”, но не заключают при этом договор с клиентом и не берут за рекомендацию деньги, так как продают только свои продукты и зарабатывают именно на этом». По ее мнению, нет мотивации быть независимым советником, если он будет зарегулирован больше, чем конкурирующие посредники и финорганизации, по сути, предлагающие такие же консультации.