Как нарастали допинговые проблемы России
5 декабря исполком Международного олимпийского комитета (МОК) принял решение по вопросу участия сборной России в Олимпиаде в Пхёнчхане. Так, принять участие под нейтральным флагом смогут только те спортсмены, которые ранее не подозревались в употреблении допинга. Поводом для такого решения послужили выводы ряда комиссий и докладов о созданной в России системе поддержки допинговой программы. Хронология событий — в материале “Ъ”.
В декабре 2014 года на немецком телеканале ARD вышел фильм о допинге в российском спорте, в котором спортсменка Юлия Степанова рассказала о подмене допинг-проб в российской легкой атлетике, а Лилия Шобухова — о даче взяток сотрудникам Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА).
9 ноября 2015 года независимой комиссией Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) глава российского антидопингового центра Григорий Родченков был обвинен в умышленном уничтожении более 1,4 тыс. допинг-проб российских спортсменов. В отчете ВАДА также сообщалось о том, что Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) заранее предупреждало спортсменов о допинг-тестах и скрывало их непрохождение. 10 ноября была приостановлена аккредитация московской лаборатории РУСАДА.
В том же месяце Международная федерация легкой атлетики (IAAF) отстранила от участия в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро российских легкоатлетов.
12 мая 2016 года газета The New York Times опубликовала интервью Григория Родченкова, в котором он утверждал о существовании в России государственной допинговой программы. В рамках программы он, в частности, лично участвовал в подмене около 100 проб мочи «Б» во время ОИ-2014. В этот же день было опубликовано открытое письмо главе МОК Томасу Баху с предложением делиться доказательствами и информацией по российской допинговой программе.
18 июля того же года приглашенный ВАДА независимый эксперт Ричард Макларен опубликовал отчет о результатах расследования случаев применения допинга российскими спортсменами на ОИ-2014 в Сочи. В докладе, в частности, говорилось о найденных подтверждениях поддержки допинга на госуровне. Информаторами были названы экс-сотрудник РУСАДА Виталий Степанов и легкоатлетка Юлия Степанова. Имена других свидетелей не назывались из соображений безопасности.
29 июля российские тяжелоатлеты были отстранены от участия в ОИ-2016 в Рио-де-Жанейро, 7 августа Международный паралимпийский комитет отстранил паралимпийцев.
9 декабря была опубликована вторая часть доклада Макларена, в которой утверждалось о манипуляции с допинг-пробами более 1 тыс. российских спортсменов. По мнению авторов доклада, система подмены проб начала создаваться в 2011 году после неудачи на ОИ-2010 в Ванкувере. Как и в первой части, в отчете утверждалось о поддержке программы допинга российскими спортивными функционерами, сотрудниками РУСАДА, московской антидопинговой лаборатории и ФСБ.
27 июня 2017 года ВАДА объявило о допуске РУСАДА к тестированию допинг-тестов под наблюдением британского антидопингового агентства. В сентябре того же года аудиторы ВАДА провели проверку подразделений РУСАДА.
К настоящему моменту по итогам антидопингового расследования в отношении спортсменов, которые участвовали в ОИ-2008, ОИ-2012 и ОИ-2014, Россия лишена 36 медалей (9 золота, 19 серебра и 8 бронзы).