В контрафакте обвинили экономику
На Кубани на 24,8% выросло число выявленных преступлений в сфере незаконного оборота алкогольной продукции
В Краснодарском крае за 10 месяцев 2017 года сотрудники полиции изъяли более 1,3 млн литров нелегальной алкогольной продукции, почти 50% от которой составил фальсификат. Число выявленных преступлений в сфере незаконного оборота алкогольной продукции выросло на 24,8% по сравнению с прошлым годом — до 282 преступлений. Минздрав края зарегистрировал 295 отравлений некачественной алкогольной продукцией, 231 из них со смертельным исходом. По мнению экспертов, рост контрафакта связан с экономическими причинами.
На Кубани за 10 месяцев этого года сотрудники полиции изъяли более 1,3 млн литров нелегальной алкогольной и спиртосодержащей продукции, почти 50% от которой составил фальсификат. Число выявленных преступлений в сфере незаконного оборота алкогольной продукции, по данным ГУВД региона, выросло на 24,8% по сравнению с прошлым годом — до 282 преступлений. Общая сумма наложенных штрафов за эти преступления составила около 10 млн руб., в рамках административного производства из незаконного оборота полицейские изъяли 455 тыс. литров алкогольной продукции.
По данным министерства здравоохранения Краснодарского края, за девять месяцев 2017 года на территории региона зарегистрировано 295 отравлений некачественной алкогольной продукцией, 231 закончилось смертельным исходом. Наибольшее количество отравлений зарегистрировано в Краснодаре (46), Геленджике (32), Новороссийске (6), Сочи (17), Каневском районе (8), Темрюкском районе (20).
«Фальсифицированная алкогольная продукция может быть реализована в любом месте — как в оптовых, так и розничных местах торговли, но наибольшее количество встречается в розничной сети в период курортного сезона на черноморском побережье. Как правило, это вина на розлив, небольшие магазины, кафе»,— сообщили в пресс-службе ГУ МВД региона, отметив, что суррогатный алкоголь, как правило, производится кустарным способом на территории Краснодарского, Ставропольского краев и республик Северного Кавказа, а затем доставляется к местам назначения, замаскированный под различные товары. Также в ведомстве сообщили, что зачастую вина, коньяки, чача, которыми торгуют на разлив на черноморском побережье, могут быть опасными для жизни и здоровья. Исключение составляют магазины, имеющие лицензии, документы, подтверждающие источник поступления товара, и оборудованные системой ЕГАИС. «Анализ показывает, что большинство спиртосодержащей жидкости, ввозимой жителями Северо-Кавказских республик из СКФО, оседает в нелегальных цехах по производству суррогатных напитков под различными брендами, которые впоследствии реализуются через предприятия розничной торговли. В большинстве случаев реализацией занимаются либо физические лица, сбывающие продукцию „из-под полы“, либо индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу в мелкую розницу и вообще не имеющие лицензии на продажу алкогольных напитков»,— пояснили в пресс-службе ведомства.
По словам аналитика ГК «ФИНАМ» Алексея Коренева, рост рынка нелегальной алкогольной продукции имеет экономические причины: за минувший год средние располагаемые доходы россиян в большинстве регионов не выросли, а во многих и упали. Стремление же государства пополнить казну за счет увеличения акцизов на алкогольную продукцию делает ее еще менее доступной для существенной части населения. «При этом наибольшие объемы реализации и употребления контрафактной продукции приходятся именно на наименее благополучные в плане покупательской способности граждан регионы. Попытки победить данное негативное явление исключительно административными мерами не приносят ощутимого результата. Во-первых, потому что, как показывает многолетний опыт российской и советской истории, бороться с такими вещами запретительными мерами малоэффективно. Во-вторых, тема имеет слишком большую коррупционную емкость»,— говорит эксперт, добавляя, что единственным фактором, способным повлиять на долю контрафакта в сегменте алкогольной продукции, остается платежеспособность населения и общий рост уровня жизни населения.
Начальник отдела по борьбе с преступлениями в сферах АПК, биоресурсов, потребительского рынка и интеллектуальной собственности ГУ МВД Краснодарского края Валерий Рыбник говорит, что на Кубани из всех ликеро-водочных заводов остался только один с действующей лицензией — в Тимашевском районе. Остальные в течение 90-х и нулевых годов ушли с рынка, так как не смогли конкурировать по цене с производителями фальсификата, и ситуация не улучшается. Главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Краснодарского УФАС России Альберт Тимошенко сообщил, что в рамках антимонопольного законодательства заявлений от производителей крайне мало, что связано с долгим сроком рассмотрения дел в ФАС: он составляет порядка девяти месяцев.