Wi-Fi проник на все станции
К сети "МаксимаТелеком" подключилось 1,5 млн петербуржцев
Московская компания АО "МаксимаТелеком" завершила строительство сети Wi-Fi в петербургском метро, запустив сегодня последний сегмент сети на Кировско-Выборгской линии. Проект стоимостью 1,3 млрд рублей "МаксимаТелеком" рассчитывает окупить за семь лет, в основном за счет рекламы. При этом в течение года, пока сеть только разворачивалась, ей воспользовались 1,5 млн петербуржцев. Аналитики прогнозируют, что со временем выручка "МаксимаТелеком" от Wi-Fi в петербургском в метро составит треть от доходов, получаемых компанией в московском метро.
Компания "МаксимаТелеком", которая является оператором Wi-Fi сети в московской подземке, начала строить аналогичную инфраструктуру в петербургском метро в феврале 2017 года. В конце мая компания запустила первый сегмент сети на Правобережной линии, а сегодня будет запущен последний сегмент на Кировско-Выборгской линии, сообщили "Ъ" в "МаксимаТелеком". По данным компании, средняя скорость подключения поезда к сети достигает 250 Мбит/с. Это позволяет выйти в интернет одновременно 200 пользователям в каждом вагоне, смотреть видео в высоком качестве и т. д. В рамках проекта "МаксимаТелеком" оборудовала точками доступа в интернет 245 поездов, установила в тоннелях 400 базовых станций, проложила 436 км кабеля.
"Новый сервис пользуется высоким спросом у петербуржцев: за время работы сети к ней подключилось около 1,5 млн уникальных пользователей, уже совершено около 13 млн подключений", — отметил гендиректор "МаксимаТелеком" Борис Вольпе. Самыми активными пользователями сети MT FREE являются петербуржцы в возрасте 18-24 года, на них приходится 39% всех интернет-сессий. Еще 37% пользователей — пассажиры в возрасте 25-34. Пик активности пользователей в сети приходится на промежутки с 8 до 10 часов и с 17 до 19. Около 97% подключений происходит со смартфонов.
В Петербурге на строительство сети Wi-Fi "МаксимаТелеком" потратила 1,3 млрд рублей собственных и заемных средств. Ожидаемый срок окупаемости проекта, по данным компании, такой же, как в Москве (там в строительство Wi-Fi сети было вложено 3 млрд рублей.— "Ъ"), — семь лет. Доступ к сети для пассажиров метро бесплатный. Сейчас 90% выручки "МаксимаТелеком" получает за счет продаж в секторе B2B. Это как мобильная реклама в сетях MT FREE и на сторонних интернет-ресурсах, так и инфраструктурные сервисы. К примеру, в поездах московского метро компания организовала голосовую связь для абонентов МТС.
С запуском сети в Петербурге "МаксимаТелеком" начала продавать пакет рекламного размещения сразу в двух столицах. "Если рекламодатель хочет размещаться только в одном городе, он платит наценку. Исключение делается для рекламодателей, чей бизнес расположен только в одном городе",— отмечают в компании. Остальные 10% выручки "МаксимаТелеком" получает напрямую от клиентов, в частности — от премиум-подписок на доступ к Wi-Fi без авторизации и рекламы.
"Учитывая, что сеть Wi-Fi в Петербурге в течении года только разворачивалась, пока рано говорить о значительном размере выручки (например, в Московском метрополитене только ежедневно регистрируется порядка 1,2 млн уникальных пользователей и совершается 2,5-3 млн подключений к Wi-Fi). Тем не менее, учитывая, что пассажиропоток в питерском метро примерно в три раза меньше, чем в Москве, можно ожидать, что со временем выручка от питерской сети Wi-Fi в метро составит порядка трети от доходов, получаемых компанией в московском метро",— говорит аналитик "ТМТ Консалтинга" Ирина Якименко. По ее прогнозам, в 2017 году "МаксимаТелеком" заработает в Москве около 1,4 млрд рублей с учетом доходов от сети на наземном транспорте и других проектов, а в Петербурге в 2018 году может заработать примерно 400 млн рублей.
По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, выручка "МаксимаТелеком" в Петербурге будет расти по мере того, насколько успешно оператор будет таргетировать рекламу. "Сейчас одной из главных проблем является слабая таргетированность рекламы. Это увеличит конверсию от просмотров и привлечет новых рекламодателей",— считает господин Ващенко.
Сеть Wi-Fi в метро — не единственный проект, которым "МаксимаТелеком" хочет заниматься в Петербурге. В октябре компания подписала с городским комитетом по транспорту соглашение о стратегическом партнерстве по формированию единого Wi-Fi-пространства города. В частности, "МаксимаТелеком" выразила заинтересованность в участии в конкурсе ГУП "Горэлектротранс" на оснащение Wi-Fi 400 троллейбусов и трамваев (см. "Ъ" от 19.09.2017).
Аналитики отмечают, что сейчас "МаксимаТелеком" является лидером по доходам среди операторов Wi-Fi в России. "По итогам 2017 года на долю "МаксимаТелеком" придется порядка 40% выручки на российском рынке Wi-Fi. Среди других крупных компаний, оказывающих эту услугу в Санкт-Петербурге — "Ростелеком", "ЭР-Телеком", "Обит", "Вымпелком", МТС, NetByNet. Однако они специализируются по большей части на оказании услуги Wi-Fi-доступа в различных заведениях и публичных местах (хотя проекты по оснащению общественного транспорта Wi-Fi есть и у МТС, и у "Вымпелкома" и у NetByNet). Если проектом по оснащению автотранспорта в Петербурге будет заниматься "МаксимаТелеком", компания станет лидером в этом сегменте",— рассуждает госпожа Якименко.