Заграница не поможет
ФАС пытается ограничить рекламу зарубежных форекс-брокеров
Московское УФАС возбудило второе дело против рекламодателей и распространителей незаконной рекламы форекс-услуг. Впервые претензии антимонопольщиков коснулись кредитной организации — Нефтепромбанка. В ФАС полагают, что главное в таких делах — не поиск и наказание виновных рекламодателей, а пресечение практики размещения незаконной рекламы в интернете.
Как стало известно “Ъ”, московское управление антимонопольной службы (УФАС по г. Москве) возбудило дело в отношении ООО «Яндекс» и АО «Нефтепромбанк» по факту распространения рекламы услуг на рынке форекс. Это уже не первая претензия московских антимонопольщиков к «Яндексу» в связи с такой рекламой. В сентябре было начато рассмотрение дела в отношении ООО «Яндекс» и ООО «Процесс-А» (см. “Ъ” от 30 августа), однако оно было приостановлено из-за необходимости в привлечении в качестве ответчика зарубежной компании. Нефтепромбанк стал первой кредитной организацией, причастной к такому разбирательству после вступления в силу законодательства по регулированию рынка форекс (пакета поправок к нескольким законам, в том числе «О рынке ценных бумаг» и «О рекламе»).
Претензии антимонопольной службы касаются рекламных сообщений, размещенных в системе «Яндекс.Директ», которые призывали потребителя получить такие услуги (аналитику по рынку форекс, открытие демосчета и обучение) на сайте nefteprominvest.ru. Причем сообщения содержали ссылку на Нефтепромбанк и слоган: «С нами зарабатывают с 1996 года!». По мнению антимонопольщиков, данные сообщения нарушают сразу несколько статей закона «О рекламе». Во-первых, они рекламируют услуги не лицензированных в качестве форекс-дилеров компаний, во-вторых, не содержат указания о том, что предлагаемые к заключению договоры и финансовые инструменты «являются высокорисковыми и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме». Заявление в УФАС по г. Москве было подано в феврале 2017 года Ассоциацией форекс-дилеров (АФД, профильная СРО рынка). «Данный пример показывает, что необходимо проводить дальнейшую работу по предотвращению недобросовестных практик на регулируемом рынке»,— заявил глава АФД Евгений Машаров.
Однако найти и наказать виновных рекламодателей будет так же непросто, как и в прецедентном деле УФАС. Нефтепромбанк ранее был известен как крупный оператор сделок на рынке форекс, однако после вступления в силу профильного закона он потерял право оказывать подобные услуги. «31 декабря 2015 года, выполняя требования законодательства, АО “Нефтепромбанк” прекратило обслуживание физических лиц на рынке Forex»,— указано на официальном сайте банка. В настоящее время по ссылке nefteprominvest.ru открывается другой сайт — npbfx.org, однако в обоих случаях речь идет о сайте трейдинговой компании NPBFX. Согласно сообщениям на сайте Нефтепромбанка, он не имеет юридических или партнерских отношений с NPBFX, а также не имеет «подразделений, предлагающих услуги физическим и юридическим лицам на рынке Forex». «Согласно информации о членстве NPBFX в отраслевой организации The Financial Commission, это отдельное юридическое лицо, зарегистрированное в Белизе и имеющее лицензию инвестиционного дилера, выданную Международной комиссией по финансовым услугам Белиза»,— подтвердил председатель независимой финансовой комиссии FinaCom Plc Петр Татарников. В NPBFX размещение каких-либо рекламных сообщений в России отрицают. Однако утверждают, что на момент проверки УФАС «банк вел бизнес на рынке форекс для юридических лиц, и эти услуги, а также сопутствующие им информационно-аналитические сервисы рекламировались в интернете, а когда в банк обращались физлица, им рекомендовалось обращаться в NPBFX». О прекращении оказания услуг юрлицам Нефтепромбанк сообщил 13 июня 2017 года. На вопросы о происхождении рекламных сообщений, размещенных в «Яндекс.Директ», в Нефтепромбанке не ответили, сославшись на указанные сообщения на сайте.
Впрочем, говорят антимонопольщики, возбуждая подобные дела, они решают более глобальную задачу, чем выдача предписания и взимание штрафа. «Поиск виновных и составление протокола — техническая часть процесса,— говорит замруководителя ФАС РФ Андрей Кашеваров.— Даже если найти нарушителя-нерезидента не удается, достигается главная цель — пресечение распространения незаконной рекламы». Насколько принимаемые меры действенны, антимонопольщики сказать пока не готовы. По словам господина Кашеварова, в этой части ФАС находится в тесном контакте с ЦБ, занимаясь разработкой мероприятий по дальнейшему совершенствованию закона «О рекламе».
В «Яндексе» данное дело не комментируют. В Московском УФАС сообщили, что «в настоящий момент преждевременно давать какие-либо комментарии до рассмотрения дела по существу». Его рассмотрение намечено на 26 декабря.