Госкомпании наращивают своеобразие в закупках
Мониторинг прозрачности госкомпаний
Материалы Национального рейтинга прозрачности закупок (НРПЗ, рассчитывается независимым негосударственным исследовательским аналитическим центром с 2006 года) свидетельствуют: в области закупок госкомпаний (это самая дорогая и наименее регламентированная часть закупочной деятельности) на протяжении года происходило сокращение доли наименее прозрачных в этом отношении госактивов при сопоставимом росте доли госкомпаний с высокой прозрачностью — она выросла с 17% до 26%. Однако компаний с «гарантированной» (высшая оценка) прозрачностью стало меньше — 9% в 2017 году против 10% в 2016-м.
По закону о закупках госкомпаний (№223-ФЗ) в РФ работает 90 тыс. организаций. За период оценки (с июля 2016-го по июнь 2017 года) ими опубликовано около 2 млн извещений с суммой начальных максимальных цен 39 трлн руб. Закон о закупках госкомпаний не регламентирует их процедуры — заказчики выбирают их произвольно, число таких процедур составило около 200, а их совокупная доля в общем числе закупок превысила 59,5% (рост за год на 1,5%). Еще 32,7% пришлось на закупки у единственного поставщика (на 5,3% меньше, чем за прошлый год). Доля конкурентных процедур — электронных аукционов и открытых конкурсов — составила менее 3% от общего числа закупок: 1,97% и 0,67% соответственно. В объемном выражении картина выглядит еще показательнее: более 75% объема закупок оформляется в рамках произвольных процедур заказчика (что «косвенно может свидетельствовать о возможных нарушениях и непрозрачности», констатируют авторы НРПЗ). Еще 24% всех контрактов, или 11,2 трлн руб., составляют закупки у единственного поставщика. На прозрачные и открытые процедуры — электронный аукцион, открытый конкурс и запрос котировок — приходится менее 3% общего объема начальных цен.
Лучший результат при оценке прозрачности закупок предсказуемо получил «Росатом» — отметим, что в силу специфики отрасли закупочная система госкорпорации часто приводится чиновниками в качестве образцовой. В число наиболее непрозрачных попали закупки Уралвагонзавода, «Роснано», Объединенной судостроительной корпорации, ОАО ОЭЗ (подконтрольный Минэкономики оператор особых экономических зон), Россельхозбанка, «Гознака», АЛРОСА, «Газпрома» и «Аэрофлота».