Рок французской эстрады
Каким был Джонни Холлидей
В возрасте 74 лет в своем доме недалеко от Парижа умер французский певец и актер Джонни Холлидей. У него был рак легких.
За более чем 50-летнюю карьеру Джонни Холлидей совершил более 180 гастрольных туров и провел более 3 тыс. концертов, число проданных альбомов превышает 110 млн копий
Фото: Reuters / Mohammed Azakir
«Я с подозрением отношусь к людям, которые слишком счастливы: они точно что-то скрывают»
Холлидей снялся в 15 фильмах, среди которых «Ограбление по-французски» (2003), «Багровые реки 2: Ангелы апокалипсиса» (2004), «Розовая пантера 2» (2009). Он также является автором музыки к множеству фильмов
В течение карьеры Холлидей боролся со стереотипным отношением к французской музыке, представленной в мире по большей части шансоном и цыганским джазом. В его композициях присутствуют элементы блюза, соула, психоделического рока. На пике популярности Джонни Холлидей в России не выступал, но в 2012 году все же доехал до Москвы и спел в Государственном Кремлевском дворце
На фото: во время выступления в Москве, 2012 год
Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ
Фото: AP / Francois Mori
«Он ушел от нас так же, как прожил всю жизнь — мужественно и с достоинством»
6 декабря знаменитый французский рокер скончался на 75-м году жизни. В последние годы певец страдал раком. «В каждом из нас есть что-то от Джонни. Он оставил след в жизни французов всех поколений», — заявил президент Франции Эмманюэль Макрон
Фото: Reuters
Звезда Джонни Холлидея (его настоящее имя — Жан-Филипп Лео Смет) взошла в конце 1950-х, когда он выступал в ресторанах с песнями Элвиса Пресли и Чабби Чеккера. Похожим образом сложилась судьба его итальянского коллеги Адриано Челентано: сначала подражание американским рокерам, потом — собственный репертуар. Холлидей сразу стал переводить заокеанские хиты на родной язык, и это помогло завоевать первых поклонников.
У обоих артистов была еще и кинокарьера. У Челентано — феерическая, у Холлидея — яркая (впервые на экране он появился в 1955 году в «Дьяволицах» Анри-Жоржа Клузо.) Оба стали символами своих стран. Джонни Холлидея даже называли одним из двух главных монументов Парижа, имея в виду, что второй — Эйфелева башня. Чего ему не удалось сделать за десятилетия карьеры, так это обзавестись армией поклонников за пределами мира, говорящего на французском языке. В этом смысле Адриано Челентано повезло больше — уж на аудиторию с постсоветских пространств он всегда может рассчитывать.
Впрочем, итальянец давно отказался от гастролей. А француз активно гастролировал и в новом веке, и даже в нынешнем десятилетии. За всю карьеру он продал 80 млн дисков и около 15 млн билетов на концерты.
На пике популярности Джонни Холлидей в России не выступал, но в 2012 году все же доехал до Москвы и спел в Государственном Кремлевском дворце. Первый альбом певца вышел, когда ему было 17 лет, еще до дебютных релизов The Beatles и The Rolling Stones. Так что в Москве нашлись люди, для которых его приезд в Россию стал настоящим праздником. И это при том, что в карьере Холлидея не было ни одной песни, сравнимой по популярности в России со шлягерами Джо Дассена или Сальваторе Адамо. Здесь о нем знали просто как о «главном французском рокере». Зал заполнили франкоговорящие экспаты, а также совсем новая публика — юные барышни, пришедшие к французской эстрадной классике через увлечение мюзиклами вроде «Нотр-Дам де Пари». Певец, перенесший за два месяца до российских гастролей сердечный приступ, с достоинством держал марку усталого рок-героя, затянутого в кожу байкера с гитарой. Французские песни он по обыкновению разбавлял хитами своих кумиров — Элвиса Пресли, Джими Хендрикса, Тома Джонса, The Beatles.
Джонни Холлидей так и не стал в полной мере «французским Элвисом». Но и подражателем в полной мере он все же не был. Холлидей боролся со стереотипным отношением к французской музыке, представленной в мире по большей части шансоном и цыганским джазом. Он считал, что этой музыке не хватает громких ритмов, жирных, избыточных аранжировок. Он мечтал, чтобы она поднимала стадионы, и добился этого.
«Едва заполучив в руки электрогитару, французы используют ее по максимуму,— сообщал “Ъ” в репортаже с концерта Джонни Холлидея.— А уж если за спиной стоит целая духовая секция да еще трио вокалисток с безразмерными легкими, то любой, даже самый изящный номер будет подан громко и с навязчивым лас-вегасским шиком — так, чтобы никто не пожалел о деньгах, потраченных на билеты».
Даже в последние годы, уже отойдя от гастрольной деятельности, Джонни Холлидей был активен на поприще звукозаписи. Каждая его пластинка неизменно поднималась на вершину французского и бельгийского чарта. В 2017 году на экраны вышли целых два фильма с его участием, оба хиты: «У каждого своя жизнь и свой приговор» Клода Лелуша и «Рок-н-ролл» Гийома Кане. В последнем переживающий глубочайший творческий и личный кризис герой Кане приходит к Джонни Холлидею, который старше его на 30 лет, чтобы тот дал ему единственно верный совет, как пережить трудный возраст. В российский прокат фильм вышел под названием «Вечно молодой», и для главного героя Холлидей стал тем самым олицетворение вечной молодости, хотя и подточенной легкой старческой деменцией.