«Мы поставили суд в сложное положение»
Адвокат Александра Винника — о решении вопроса об экстрадиции
Арестованный в Греции по запросу США россиянин Александр Винник попросил не экстрадировать его в США, где его обвиняют в отмывании $4 млрд через биржу BTC-e. В то же время его выдачи требует Россия по делу о мошенничестве на 600 тыс. руб. Решение о том, будет ли Винник выдан Соединенным Штатам, должен принят Верховный суд Греции. Детали процесса ведущему «Коммерсантъ FM» Марату Кашину сообщил адвокат Александра Винника Тимофей Мусатов.
— Какой именно аспект дела сегодня рассматривал суд?
— На данный момент Верховый суд Греции не рассматривал вопрос о выдаче его в Россию или в Соединенные Штаты. Суд принимал решение по апелляционной жалобе, которую подала защита на решение суда города Салоники по выдаче Александра Винника в Соединенные Штаты. Защите удалось сформировать некий комплекс защитительных мер: показания ключевых свидетелей, которые в корне меняют отношение к делу греческого правосудия, а также заключения специалистов в области уголовного процесса европейского уровня. В суд были приглашены свидетели, которые опровергли основные доводы обвинения — в том, что Александр Винник мог быть причастен и был причастен к отмыванию денег, так как в этом случае он должен был иметь доступ и владеть финансами компании. Сергей Майзус, вызванный в суд в качестве свидетеля, подтвердил, что компании, перечисленные в обвинении и якобы принадлежащие Александру Виннику, принадлежат лично ему. И то, что финансовые операции, которые проводила биржа BTC-e, происходили, в том числе, через его компании.
— То есть, пока не стоит вопрос, кому выдавать Винника — США или Россию, решается вопрос только по поводу апелляции его о выдаче в США, и 13 декабря будет дан ответ?
— Абсолютно верно.
— Винник в суде просил не выдавать его в США, расследовать дело в Греции, аргументируя это тем, что он, если следовать логике обвинения, управлял преступной организацией с помощью мобильных средств связи, то есть находился в Греции, то и судить его нужно на территории Греции.
— Абсолютно верно. Мы поставили суд в сложное положение. Если суд считает, что американские обвинения реальны, то в этом случае греческое правосудие просто обязано возбудить уголовное дело. И в соответствии с международным правом опять же не выдавать его в Соединенные Штаты, а расследовать дело по месту его совершения — в Греции. Если же суд посчитает иначе, тогда Александра Винника нужно отпускать.
— Но ведь есть решение греческих властей об экстрадиции и в Россию. Почему это решение оказывается где-то на задворках?
— Это процессуальные вопросы. На данный момент судебное решение об экстрадиции в Россию вступило в законную силу, его никто не обжаловал. И оно просто не исполняется греческими властями, с моей точки зрения, по политическим мотивам. А в данный момент времени защита занимается американской частью этого большого дела.
— Для самого Александра Винника какой вариант наиболее предпочтительный, если речь идет об экстрадиции?
— Александр Винник об этом говорил неоднократно: в том случае, если он совершил какое-либо преступление, он предпочел бы суд в родной стране. Это его выбор, на котором он настаивает в ходе всех судебных заседаний.