В поисках интеллекта
Как банки на Урале развивают ДБО для корпоративных клиентов
По оценкам участников уральского рынка банковских услуг, спрос на дистанционное банковское обслуживание (ДБО) для юридических лиц стремится к 100%. По прогнозам экспертов, в 2018 году банки будут повышать удобство использования ДБО, «вшивая» в него возможности интеллектуального банковского разума.
Обязательный спрос
По данным исследования аналитического центра НАФИ, проведенного в 2016 году, сервис дистанционного банковского обслуживания для юрлиц уже был максимально узнаваем (85%), однако его использовали не более 65% опрошенных. Спустя год уровень проникновения ДБО в бизнес приблизился к 100%.
Банки не рассматривают дистанционное обслуживание в широком смысле как самостоятельный продукт. Онлайн-банкинг является интерфейсом для обслуживания таких продуктов, как расчетный счет, кредит, депозит, корпоративные карты, валютный контроль, спрос на которые изменчив и зависит, в том числе, от макроэкономических показателей и факторов сезонности. «Традиционно в третьем квартале совершается больше операций, чем во втором: в этом году мы зафиксировали рост транзакционной активности клиентов малого бизнеса ВТБ в размере 31%»,— пояснил управляющий розничным филиалом ВТБ в УрФО Сергей Кульпин. «Свыше 90% наших клиентов при открытии расчетного счета подключает интернет-банк, около 70–80% операций проводится в безналичном виде»,— добавил директор департамента малого бизнеса Росбанка Максим Лукьянович. «Данный спрос на протяжении значительного времени был высоким и сейчас стремится к 100%: практически каждый счет открывается обязательно с услугой ДБО. Этот способ обслуживания удобен и выгоден клиентам и позволяет банку снизить себестоимость услуг»,— отметила управляющий корпоративным филиалом ВТБ в УрФО Татьяна Есаулкова. С ней согласна руководитель дирекции развития корпоративного бизнеса Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Елена Сорвина: «Интернет-банк для юридических лиц можно назвать “гигантским фактором” сотрудничества с банком. Он просто должен быть. Если на рынке услуг для физических лиц вопрос стоит о постепенном переводе операций в дистанционный формат, то среди бизнес-клиентов интернет-банк используют более 98%, этот уровень стабилен, и конкуренция идет уже на поле расширения набора опций и упрощения их использования».
Кто со своим
По оценкам ИК «Фридом Финанс», собственные разработки в области дистанционного банковского обслуживания используют только 10% банков. «Использование собственных разработок непопулярно по нескольким причинам. Сложности поддержания большого комплекса программного обеспечения и регулярного внесения в него изменений, связанных как с законодательными инициативами, так и с удовлетворением запросов клиентов, сопряжено с необходимостью поддержания большого штата сотрудников, отвечающих за данный блок»,— пояснил старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич.
Собственными разработками пользуются на Урале такие банки, как СКБ-банк, Сбербанк, ВТБ, Тинькофф-банк, банк «Точка». СКБ-банк создал инновационную площадку «СКБ-Лаб», на базе которой разрабатываются дистанционные сервисы банка для юридических и физических лиц. Кроме того, компания занимается разработкой новых скоринговых моделей оценки заемщика на основе big data. Офисы «Сбербанк—Технологии» (занимается разработкой и внедрением IT-решений для Сбербанка) открыты в 16 городах России. Тинькофф-банк открыл в Екатеринбурге собственный центр разработки, который стал пятым по счету в стране. Его задача — развитие универсальной финансовой платформы и таких финансовых услуг, как онлайн-банкинг, управление личными инвестициями, страхование.
По оценкам участников рынка, в сравнении с банками западной Европы и США, где инвестиции на разработку новых сервисов для юрлиц доходят до 90% IT-бюджета и 70% всего бюджета банка, у российских банков на это приходится пока существенно меньший бюджет. Однако затраты на разработки в этой сфере будут расти, так как развитие ДБО для юрлиц — стратегический вопрос выживания банка.
Онлайн-кассы как драйверы
Влияние на развитие ДБО оказывают и государственные инициативы. В частности, с 1 июля 2017 года вступили в силу поправки к федеральному закону №54 о применении контрольно-кассовой техники (ККТ), которые обязывают все онлайн-сервисы и интернет-магазины отправлять чеки в налоговую после каждого онлайн-платежа. В результате многие банки включили этот сервис в свои ДБО. «Для малого бизнеса появилось комплексное решение, которое позволяет оформить заявку онлайн и уже через пять дней с момента заявки начать принимать как наличные платежи, так и банковские карты в оплату услуг с онлайн-фискализацией, отраженной в поправках к ФЗ-54»,— рассказал Сергей Кульпин. «С начала 2017 года в России реализовано 135 тыс. смарт-терминалов “Эвотор” (онлайн-кассы, разработанные с участием Сбербанка.— “Ъ-Урал”), из них 15 тыс.— на территории Уральского федерального округа. В масштабах страны УрФО является одним из лидеров по объемам реализации онлайн-касс, особенно если учитывать, что львиная доля малого бизнеса сосредоточена в Москве и области (40% продаж)»,— сообщили “Ъ” в пресс-службе Уральского банка Сбербанка России.
Свои решения по онлайн-кассам предлагают и «Яндекс.Деньги», и оператор фискальных данных OFD.ru, который запустил услугу аренды онлайн-касс для интернет-магазинов. «Мы прогнозируем, что привлечем не менее 35% рынка e-commerce»,— отметил директор OFD.ru Антон Румянцев.
Синергия, автоматизация и упрощение
Основные направления развития ДБО в корпоративном сегменте связаны с юзабилити и развитием функционала за счет внедрения в структуру продуктов околобанковских сервисов. Как отмечают участники рынка, в идеале все нужные функции должны быть доступны в «одном окне» у одного поставщика. «Общая тенденция этого рынка — увеличение количества сервисов, предоставляемых через услугу ДБО, в том числе небанковских»,— считает Татьяна Есаулкова. «Буквально три-пять лет назад дистанционное банковское обслуживание предполагало только оформление платежек бухгалтером, а сейчас интернет-банк стал незаменимым сервисом, позволяющим управлять не только финансами, но и предприятием в целом»,— отметила госпожа Сорвина. УБРиР недавно запустил мобильное приложение интернет-банка PRO, в котором предусмотрена подпись документов по отпечатку пальца. ВТБ внедрил систему «Интеграционный банк-клиент», позволяющую напрямую интегрировать ДБО, установленное на стороне клиента, в бухгалтерскую программу, например 1С. В ближайших планах Росбанка — внедрение мобильного банка для малого бизнеса. Основной функционал первого релиза приложения позволит предпринимателям в онлайн-режиме контролировать состояние счета, получать информацию о текущих операциях, запрашивать выписку. «Мобильный банк в перспективе станет основным каналом связи с банком для сегмента малого бизнеса»,— прогнозирует Максим Лукьянович.
Аналитики отмечают, что сохраняется тренд на упрощение интерфейсов с одновременным повышением стабильности систем дистанционного обслуживания и обеспечением работы в режиме 24/7. «Что касается юзабилити, то здесь все ясно: за счет более удобных программных продуктов банки стараются привлечь дополнительных клиентов»,— полагает Богдан Зварич.
Технологии будущего
Сейчас банки активно смотрят в сторону автоматизации рутинных действий и операционного сопровождения клиентов. «Это то, что в СМИ обычно называют искусственный интеллект»,— уточнил Сергей Кульпин. Роботы уже отвечают на вопросы клиентов в чатах, обрабатывают заявки на банковские услуги, противодействуют мошенничеству. Крупнейшие банки все чаще разрабатывают интеллектуального помощника-робота, живущего в интерфейсе интернет-банка, который сможет подсказать все, что понадобится, и выполнить любое действие за клиента. «Скоро можно будет просто написать в чат: „Эй, робот, заплати налоги, которые я должен, и отправь все документы в налоговую”. Искусственный интеллект все сделает, и клиенту останется только подтвердить свое согласие»,— рассказал господин Кульпин. По его мнению, в будущем может появиться концепция незаметного банка — когда банк, используя технологии машинного обучения и работы с большими данными, сможет предсказывать потребности каждого отдельного клиента и точно знать, что нужно клиенту в данный момент времени.
Необходимая защита
Сохраняется тренд в стремлении усилить защиту дистанционных каналов банковского обслуживания. «При этом изменения в безопасности связаны с ужесточением регулирования ДБО со стороны ЦБ»,— отмечает Богдан Зварич. В частности, Центробанк разработал поправки к федеральному закону №161 «О национальной платежной системе». Часть из них касается конфиденциальности и вступит в силу с 1 июля 2018 года. С 1 июля 2019 года начнут работу поправки об обязательном разделение контуров подготовки и подтверждения платежных поручений, в том числе и в ДБО. «Именно эти поправки будут определять развитие ДБО в свете безопасности на ближайшие полтора года»,— уверен аналитик.
По данным исследования «Лаборатории Касперского», в 2017 году каждая третья российская компания (36%) хотя бы раз подверглась DDoS-атаке. В 2016 году их было в два раза меньше (17%). «Риск подвергнуться DDoS продолжает расти, и пока нет признаков того, что тенденция изменится в ближайшем будущем. Атаки становятся более масштабными и сложными, к тому же все чаще используются киберпреступниками лишь как прикрытие для других операций. При этом, как показывает практика, происходит DDoS почти всегда в самый неподходящий момент, когда доступность веб-ресурсов особенно важна»,— отмечает менеджер проекта Kaspersky DDoS Protection «Лаборатории Касперского» Алексей Киселев. У злоумышленников нет предпочтений, атакам подвергаются компании любых размеров и направленности. Похищаются учетные данные, денежные средства, запускаются вирусы, вскрываются корпоративные данные. «В случае с ДБО для юридических лиц вопросам безопасности должно уделяться особое внимание: высок риск кражи конфиденциальной информации преступниками и использования ее в корыстных целях. Компрометация данных наносит урон репутации банка, а несоблюдение требований регуляторов финансовой сферы влечет за собой серьезные штрафы»,— предупреждает генеральный директор компании Attack Killer Рустэм Хайретдинов.