Предпринимательницы испытали прилив оптимизма
Мониторинг делового климата
«Индекс женского предпринимательства» (Women Business Index, WBI), который фиксирует уровень развития деловой и социальной среды для развития женского бизнеса в России, растет второй год подряд. Этот показатель рассчитывают «Опора России» и НАФИ на данных опроса 1 тыс. женщин по случайной выборке и отдельно — 500 женщин, занимающихся предпринимательством. Согласно результатам четвертой волны исследования (оно проводится каждые полгода), во втором полугодии 2017 года индекс WBI составил 69,1 пункта — на 13 пунктов выше начального показателя второй половины 2015 года и на 10 п.п. — первого полугодия 2017-го. Значение индекса выше 50 указывает на преобладание позитивных оценок, ниже 50 — негативных. При расчете WBI учитываются такие факторы, как отношение женщин к предпринимательству, бизнес-климат, инфраструктура для старта бизнеса и личные качества женщин.
Индекс состоит из трех составляющих: «Культура предпринимательства» (71,2 пункта), «Личные качества» (66,8) и «Предпринимательская экосистема» (57,6). Последняя составляющая включает в себя восприятие доступности инфраструктуры для детей-дошкольников, возможностей для бизнес-образования и финансирования. Там же — кадровые проблемы и доходность бизнеса, которая осталась на уровне прошлого замера (см. диаграмму). Согласно опросу, только пятая часть (19%) предпринимательниц указала, что оборот компании вырос за последние полгода, в 36% случаев он упал. Снизился и уровень позитива в восприятии ситуации с кадрами: только 15% предпринимательниц планируют увеличивать штат в ближайшие полгода, поднимать оплату труда сотрудникам готовы 20% опрошенных.
«Основным стимулом к предпринимательской деятельности женщины называют материальное благополучие — об этом заявили 39% опрошенных»,— отмечает председатель комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры» Надия Черкасова. Второй по популярности причиной начать свое дело для женщин является желание получить высокий социальный статус руководителя (на это указало 24%). На третьем месте — «желание реализовать свою идею и приносить пользу» (13%). Среди барьеров к старту предпринимательской деятельности женщины указывают отсутствие финансовых возможностей (33%), неуверенность в себе (16%) и нехватку знаний и опыта (10%).