Становление еды
Как развивался российский продовольственный рынок
Современный российский продовольственный рынок – часть одной из немногих растущих отраслей экономики страны. АПК ставит рекорды производства и экспорта, а высшие лица государства активно отстаивают интересы российских производителей продуктов в мире. Как рынок, который 26 лет назад зависел от импортных продуктов и имел неразвитое внутреннее производство, прошел этот путь и какие перспективы его ждут – в спецпроекте «Ъ».
Трудное начало
Российский продовольственный рынок встречает начало 1990-х годов в глубоком кризисе. Быстрый переход от плановой экономики к рыночной привел к появлению первых компаний, которые заложили основу новой системы производства продуктов, но оказалось, что страна к системе была не готова, отмечает исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. В связи со сложной экономической ситуацией начала 1990-х годов многие предприятия по производству продуктов прекратили работу, на рынке возник дефицит товаров, который частично покрывался импортной продукцией, добавляют в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). По мнению господина Вострикова, ситуацию усугубляли устаревшая материально-техническая база производителей, отсутствие рыночной инфраструктуры и трудности сбыта. Если в 1991 году доля импортных продуктов в российских магазинах была на уровне 14%, то в 1995 году она уже превышала 54%, подсчитал он. При очень низком платежеспособном спросе отечественным производителям тогда приходилось конкурировать по цене с заведомо более дешевыми товарами, именно поэтому объем внутреннего производства мяса был минимальным, поясняет гендиректор группы «Продо» Петр Илюхин.
К середине 1990-х ситуация начинает меняться: зарождаются компании, которые в будущем будут формировать современный российский продовольственный рынок
К середине 1990-х ситуация начинает меняться: зарождаются компании, которые в будущем будут формировать современный российский продовольственный рынок. В 1994 году Сергей Галицкий основывает ЗАО «Тандер» для оптовой торговли бытовой химией, а через четыре года он откроет в Краснодаре продуктовый магазин «Магнит»; год спустя Андрей Рогачев начнет развитие сети «Пятерочка» в Санкт-Петербурге. В Москве с 1995 года начинает работать «Перекресток». В середине 1990-х годов Черкизовский мясоперерабатывающий завод возглавляет Игорь Бабаев, который затем становится и владельцем предприятия – первого актива будущей группы «Черкизово». В 1994 году в Москве впервые проходит «Продэкспо». «Тогда в выставке участвовало 450 экспонентов из 39 стран мира. Доминировали иностранные торговые марки. Российские компании составляли лишь одну шестую часть, что вполне объяснимо: в постперестроечное время огромный ресурс производственных мощностей практически сошел на нет», - вспоминает руководитель дирекции выставок пищевой промышленности АО «Экспоцентр» Татьяна Пискарева. Как отмечает господин Илюхин, выставка стала для российских производителей площадкой для обмена опытом и налаживания контактов и позволила увидеть, чем живут другие участники рынка. В 1995 году Виктор и Александр Линники основывают «Мираторг» - изначально компания занималась только импортом продовольствия, но через несколько лет решила организовать собственное производство мяса.
В правительстве тем временем начинают делать первые шаги в политике протекционизма и устанавливают в 1996 году пошлины на ввоз куриного мяса в 30%. Через восемь лет уже новое правительство введет импортные квоты на мясо птицы, свинину и говядину, что даст стимул для развития отечественной мясной промышленности.
Серьезное конкурентное преимущество российские производители продуктов получают после резкого падения рубля из-за дефолта 1998 года. «Потребители переключились на более дешевую отечественную продукцию, что стало мощным толчком для развития российского АПК. Фактически происходит первое импортозамещение», - отмечает Дмитрий Востриков. Уже через два года, по его подсчетам, доля импортных продуктов на полках сократилась до 40%.
Попытки роста
Первая половина 2000-х — время стабилизации продовольственного рынка. Начавшийся в 2002 году продолжительный рост цен на нефть (в 2008 нефть марки Brent обновит исторический максимум и достигнет $143,95 за баррель) позволил правительству увеличить расходы бюджета, в том числе и на развитие АПК, выделяя производителям масштабные субсидии. В 2006 году был запущен нацпроект «Развитие АПК» для обеспечения страны продуктами питания собственного производства; через два года эту роль начала исполнять госпрограмма. В целом, по данным Росстата, расходы бюджета РФ на сельское хозяйство (с учетом субсидий) в 2000-2010 годах превысили 1,3 трлн руб. Господдержка отрасли сразу сказалась на притоке в АПК частного капитала, который будет использован для строительства и модернизации масштабных производств. Если в 2005 году объем вложений в развитие АПК составлял менее 80 млрд руб., то к 2010 году они превысили 200 млрд руб., подсчитали в Росстате. «Приоритеты нацпроекта и госпрограммы развития сельского хозяйства были выстроены абсолютно правильно.
Именно 2000-е годы стали “золотыми годами” для рынка
Субсидировались отрасли, которые дают быстрый общеэкономический эффект, в частности мясное производство. Это продукция высокого передела, которая формирует внутренний спрос, что положительно влияет на экономику в целом», - рассуждает начальник центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. Кроме того, в это время для российских производителей становится более доступно банковское кредитование, западные технологии перенимались как в производстве, так и в продвижении продукции, добавляет Петр Илюхин. «Именно 2000-е годы с относительно легким доступом к источникам финансирования и стабильно растущими активностью и платежеспособностью потребителей стали “золотыми годами” для рынка», - отмечает он.
Запретная поддержка
В августе 2014 года в России начинает действовать продуктовое эмбарго. Запрещаются поставки мясных и молочных продуктов, рыбы, овощей, фруктов и пр. из стран ЕС, США, Австралии, Канады, Норвегии и т.д. Ответ на экономические санкции западных стран в отношении РФ открыл перед отечественными производителями новые возможности. По подсчетам Дмитрия Вострикова, до введения эмбарго импортные продукты на прилавках сетей занимали более трети всего ассортимента, а сегодня их доля оценивается примерно в 20%. Как отмечается в годовой отчетности группы «Черкизово», в 2014-2016 годах доля отечественного мяса птицы на внутреннем рынке выросла с 90% до 95%, свинины — с 87% до 93%, говядины — с 68% до 82%.
Выиграли от эмбарго и российские производители молочных продуктов. Так, за первые два года действия антисанкций импорт сыров в Россию сократился на 35,5% до 158 тыс. тонн, а объем собственного производства вырос на 20,6% до 463,4 тыс. тонн (данные Национального союза производителей молока). Введение эмбарго делает сыроделие популярным бизнесом в России. У бывшего гендиректора Globus в России Йоханнеса Толай есть проект по производству твердых сыров премиум-класса на заводе под Рязанью, владелец группы «Дело» Сергей Шишкарев стал соучредителем компании по изготовлению сыров в Костромской области. Миноритарный акционер «Магнита» Алексей Богачев и основной владелец группы «Русагро» Вадим Мошкович развивают совместный молочный проект в Тамбовской области, где планируют модернизацию Бондарского сыродельного завода и строительство ферм на 15 тыс. голов.
Представители сетей три года назад называли введение эмбарго «серьезным вызовом для отрасли». В «Auchan Россия» отмечали, что искать альтернативу запрещенным товарам и менять логистические маршруты пришлось в короткий срок. По оценкам главы представительства Metro AG Алексея Григорьева, заменить большинство товарных позиций российским ритейлерам удалось в течение первых двух-трех месяцев с введения эмбарго. В АКОРТ сегодня говорят, что наиболее зависимой от импорта оказалась категория fresh в силу сезонности, а также по причине того, что некоторые фрукты и овощи в России не выращиваются: «На сегодняшний день удалось заменить большинство товаров, подпавших под запрет, за исключением уникальных позиций, которым нет аналогов на рынке, например, отдельных видов сыров».
По словам Татьяны Пискаревой, после введения эмбарго продовольственный рынок продолжает трансформироваться. «В выстраивании новых деловых связей сегодня заинтересованы и производители, и оптовые компании, и торговые сети. Если для производителей как никогда актуальна проблема сбыта, то оптовики и ритейл нуждаются в поиске поставщиков, что видно и по работе центра закупок сетей «Продэкспо», - рассуждает она.
Виды на перспективу
Для всего российского АПК 2017 год оказался во многом рекордным (страна собрала феноменальный урожай, побив рекорд СССР 1978 года, а экспорт сельхозпродукции превысил поставки вооружений). Отмечая эти заслуги отрасли, Владимир Путин в октябре назовет сельское хозяйство «одним из локомотивов развития экономики страны». Тем не менее, продовольственный рынок сталкивается и с трудностями. Снижение реальных доходов населения, наблюдаемое последние три года, пока не думает останавливаться. В октябре Росстат сообщил об ускорении темпов падения показателя до 1,3% в годовом выражении, тогда как в сентябре и августе снижение доходов было на уровне 0,3%. Платежеспособный спрос населения восстанавливается гораздо медленнее, чем хотелось бы, соглашается господин Илюхин. Ситуация не может не сказываться на покупательском поведении. По данным ноябрьского отчета Sberbak CIB, в третьем квартале на продуктах питания старались экономить 68% россиян, а 75% респондентов отметили чувствительность к уровню цен.
Экономная модель потребительского поведения не может не отражаться на предприятиях, но она одновременно стимулирует производителей к использованию более эффективных инструментов маркетинга, полагает госпожа Пискарева. «Поэтому, к примеру, компании и участвуют в профессиональных выставках – чтобы обеспечить себя заказами на годы вперед», - считает она.
Обеспокоенность российских производителей вызывает не только не растущий потребительский спрос, но и зависимость от импортного сырья и оборудования, уровень налоговой нагрузки на бизнес и развитие непрямых направлений работы торговых сетей (собственная дистрибьюция, производство и т. п.), добавляет Дмитрий Востриков.
По словам госпожи Пискаревой, одним из ключевых направлений дальнейшего развития продовольственного рынка должен стать экспорт: «Без стремления к расширению производства и сбыта продуктов питания не только невозможно развитие предприятий, но порой под угрозой оказывается и само их существование. Особенно актуально это условие сегодня, когда рынок восстанавливается и конкуренция на нем вновь обостряется». По мнению гендиректора холдинга «АФГ Националь» (занимается растениеводством, овощеводством, плодоводством и производством круп) Юрия Белова, на рынке яблок тенденция на импортозамещение сохранится в ближайшие годы. Сегодня, по данным Минсельхоза США, Россия занимает первое место в мире по импорту этого продукта. В июне 2017 года весь объем российского рынка яблок с учетом переработки там оценивали в 1,9 млн тонн, а объем импорта — в 670 тыс. тонн. Игрокам мясного рынка в ближайшее время стоит развивать брендинг, наращивать собственную конкурентоспособность за счет оптимизации бизнес-процессов и внедрения современных технологий и повышения качества выпускаемой продукции, добавляет Петр Илюхин, отмечая, что все перечисленные шаги будут способствовать развитию экспорта. Насыщение внутреннего рынка сделает этот процесс необходимым, предупреждает он. Рынок мяса птицы уже близок к насыщению, для предотвращения кризиса перепроизводства необходимо наращивать зарубежные поставки, соглашаются в «Черкизово». Препятствием при этом служит относительно высокая себестоимость российской продукции из-за высокой стоимости соевого шрота (одной из основных составляющих кормов), признают там. В компании уверены, что необходима государственная программа, стимулирующая выращивание и переработку сои на территории европейской части страны. В целом АПК России последние годы рос опережающими темпами по сравнению с другими отраслями экономики, далее такие же темпы роста сохранить вряд ли удастся, заключает Юрий Белов.
25-я юбилейная международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства ПРОДЭКСПО пройдет в ЦВК «Экспоцентр» 5-9 февраля 2018 года.