«Трансконтейнеру» не разрешили войти в сухой порт
ФАС отказала компании в покупке «Логистика-Терминал»
ФАС заблокировала сделку «Трансконтейнера» по покупке сухого порта «Логистика-Терминал» у Global Ports за 1,9 млрд руб. Ведомство посчитало, что она ограничит конкуренцию на рынке железнодорожных контейнерных перевозок в сторону Большого порта Санкт-Петербург. «Трансконтейнер» собирается обжаловать решение ФАС.
В четверг ФАС сообщила, что отклонила ходатайство «Трансконтейнера» (подконтролен ОАО РЖД, еще 25% у группы FESCO Зиявудина Магомедова) о приобретении сухого порта «Логистика-Терминал». О покупке терминала за 1,9 млрд руб. сообщила в августе Global Ports на площадке Лондонской биржи (см. “Ъ” от 16 августа). Тогда же отмечалось, что для закрытия сделки потребуется одобрение ФАС.
Как отмечается на сайте службы, покупка сухого порта может ограничить конкуренцию на рынке железнодорожных контейнерных перевозок в сторону Большого порта Санкт-Петербург. Замгендиректора «Трансконтейнера» Виктор Марков сообщил, что компания не согласна с решением ФАС и будет обжаловать его установленным порядком в ближайшее время.
«Логистика-Терминал» площадью 90 га введен в эксплуатацию в 2010 году. Терминал вошел в Global Ports в 2013 году вместе с Первым контейнерным терминалом в порту Санкт-Петербурга и Усть-Лужским контейнерным терминалом при покупке «Национальной контейнерной компании» (НКК).
ФАС отмечает, что «Трансконтейнер» занимается железнодорожными контейнерными перевозками, экспедированием груза, в том числе подготовкой транспортных документов, таможенной очисткой, организацией мультимодальных контейнерных поставок по «единому тарифу», терминальными и агентскими услугами. Кроме того, компания осуществляет погрузку, разгрузку и хранение контейнеров в рамках агентского соглашения с ОАО РЖД. Доли «Трансконтейнера» на рынках услуг по предоставлению контейнеров и фитинговых платформ превышают 50%, что означает доминирующее положение компании на рынке, считают в ведомстве.
В свою очередь, «Логистика-Терминал» ведет транспортную обработку контейнеров с Пушкинским таможенным постом Санкт-Петербургской таможни, отмечается в решении ФАС. Терминал связан с «Первым контейнерным терминалом» Global Ports единой ИТ-системой. Грузооборот «Логистика-Терминал» за 2016 год — 174 тыс. TEU, нормативная мощность — 200 тыс. TEU. Доля компании на рынке транспортной обработки контейнеров в сухих портах Санкт-Петербурга и Ленобласти за 2016 год составляет 60%, подчеркивают в ФАС. Таким образом, приобретение «Логистика-Терминал» создаст вертикальную цепочку ключевых транспортных активов — фитинговых платформ, контейнеров и сухого порта — железнодорожного контейнерного терминала, считает ФАС. Это позволит воздействовать на общие условия контейнерных перевозок железнодорожным транспортом в сторону Большого порта Санкт-Петербург, уверены в ведомстве. Из чего ФАС делает вывод об ограничении конкуренции и возможном усилении доминирующего положения «Трансконтейнера» на этих товарных рынках.
Замглавы ФАС Александр Редько напоминает, что правительством прорабатывается схема продажи «Трансконтейнера» частным инвесторам. «Зачем покупать что-то, чтобы потом продать?», — недоумевает чиновник. Кроме того, непонятно почему на фоне жалоб потребителей на нехватку подвижного состава (платформ) для перевозок грузов в контейнерах, крупнейший оператор — «Трансконтейнер» — отвлекает финансовые ресурсы на терминалы, а не закупает востребованные платформы, подчеркивает господин Редько.
Как весной в Global Ports поменялось руководство
Владислав Баумгертнер в марте покинул стивидорную группу Global Ports, проработав в ней около полутора лет. На посту гендиректора его сменил финансовый директор Global Ports Михаил Логанов. Новое место работы господина Баумгертнера не раскрывалось, но уточнялось, что топ-менеджер продолжит свою деятельность «за пределами портовой отрасли». В 2013 году Владислав Баумгертнер, занимавший тогда должность гендиректора «Уралкалия», был фигурантом громкого «калийного дела» в Белоруссии и РФ.