Санация без лишних критериев
Депутаты готовы принять проект о спасении страховщиков без уточнения полномочий ЦБ
Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал депутатам принять в первом чтении законопроект о санации страховщиков. По нему ЦБ наделяется правом останавливать сделки проблемных страховщиков, вводить мораторий на требования кредиторов и запрет на расторжение договоров — без жестких критериев, когда это следует делать. Правительство и компании рынка смущают чрезмерные полномочия регулятора, стороны надеются на уточнение функций ЦБ ко второму чтению. В ЦБ же считают, что фиксация в законе точных условий для начала санации на практике только замедлит принятие решений о ней.
Вчера комитет Госдумы по финрынку рекомендовал принять в первом чтении законопроект о санации страховщиков. Он наделяет ЦБ правом при нарушении нормативов или «угрозе стабильности рынка» вмешиваться в управление компаниями. Для предупреждения банкротства ЦБ сможет выдавать санатору кредиты без обеспечения сроком до десяти лет или финансовую помощь самим страховщикам — при условии консолидации 75% их акций в своей собственности. Санация, как и обещал ЦБ, не затронет выплат гражданам, но физлица и МСП не смогут расторгнуть договор и вернуть премии в ходе санации. ЦБ сможет вводить в компании временную администрацию на срок до года, на анализ финансового положения отводится 55 календарных дней — займутся им также сотрудники ЦБ и управляющей компании (УК) Фонда консолидации страхового сектора (см. “Ъ” от 12 октября).
Проект внесен в Госдуму группой депутатов во главе с председателем думского комитета по финрынку Анатолием Аксаковым. По его словам, защита прав страхователей и обеспечение непрерывности выплат заслуживают приоритетного рассмотрения: проект может быть принят уже в декабре. Замглавы Минфина Алексей Моисеев считает, что нет особых препятствий для принятия проекта в эту сессию в двух чтениях — у Минфина есть к нему замечания, но в ведомстве думают, что разногласия удастся оперативно снять. Министерство считает необходимым избавиться от положения о моратории на расторжение договора страхования в процессе санации, заявил вчера господин Моисеев. Нужны и критерии для начала самой процедуры санации.
В проекте отзыва правительства на документ (есть у “Ъ”) также говорится о том, что его концепция поддерживается, но критерии принятия ЦБ решения о санации требуют «дополнительной проработки». Поддерживает Белый дом и отмену моратория на расторжение договоров, «уточнения и обоснования» требует и пункт о расширении полномочий ЦБ — основанием для выдачи предписаний является нарушение любых актов РФ и ЦБ независимо от их отношения к страховой деятельности.
У страхового сообщества замечаний к проекту еще больше. По словам президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игоря Юргенса, закон о санации страховщиков необходим, но предложенная схема не является санацией в чистом виде, так как позволяет и ликвидировать компанию вместо предупреждения ее банкротства и восстановления платежеспособности. Как и Минфин и правительство, главу ВСС беспокоит то, что решения о санации будут приниматься на основании мотивированного суждения ЦБ без четких критериев. «Запрет совершать отдельные действия, которые создают угрозу правам или законным интересам застрахованных лиц или стабильности рынка, также не имеет критериев,— говорит он.— Декларируемая цель — предотвратить вывод денег, но это может парализовать деятельность компании и только усугубить ситуацию». Еще одна претензия в том, что эффективность использования фондов консолидации будет ежегодно оценивать главный аудитор ЦБ. «Весь цикл “действие-контроль-коррекция” находится в руках ЦБ, что с управленческой точки зрения вызывает вопросы»,— говорит Игорь Юргенс.
В самом ЦБ, впрочем, уверены, что «перечисление в законе точечных критериев может сыграть в обратную сторону: нужно принимать решение о санации, а какой-то критерий не выполнен. Текущие формулировки достаточно полно отражают общую проблематику»,— говорил ранее “Ъ” зампред Банка России Владимир Чистюхин. Решение о санации, по его словам, в любом случае останется мотивированным суждением: социальные риски нельзя оценить количественным расчетом (см. “Ъ”от 27 ноября).
Первое чтение проекта намечено на 13 декабря.