Алексей Улюкаев обещал помогать простым людям

Экс-министр выступил в суде с последним словом

Эмоциональным получилось заседание по делу бывшего министра экономразвития Алексея Улюкаева в Замоскворецком суде. После оживленных и полных взаимных нападок выступлений прокуроров и адвокатов с последним словом выступил подсудимый. Пожалев, что раньше он не думал о простых людях, господин Улюкаев пообещал до конца жизни защищать слабых, попросил суд «подняться над завесой инсинуаций и лжи» и поздравил присутствующих с Новым годом.

Бывший министр экономического развития России Алексей Улюкаев

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Алексея Улюкаева сотрудники ФСИН привезли с получасовым опозданием. Положив перед собой большую тетрадь и пообещав журналистам, что его последнее слово будет коротким, бывший министр сел на свое место и начал сосредоточенно делать заметки.

В начале заседания выяснилось, что единственная не выступившая в прениях адвокат экс-министра Виктория Бурковская письменно уведомила суд, что присутствовать на заседании не будет, но не возражает против продолжения процесса в ее отсутствие. После этого прокуроры и адвокаты выступили с репликами по итогам прений. При этом стороны говорили гораздо более эмоционально, нежели раньше, и даже иногда переходили на личности. Так, представители гособвинения, повторив, что считают факт получения министром взятки в размере $2 млн доказанным, высказали мнение, что основной адвокат подсудимого Тимофей Гриднев «плохо помнит курс логики», преподаваемый на «первом курсе юридического», поскольку его высказывания в прениях провоцируют предъявление его клиенту еще и статьи «Мошенничество». Раскритиковав выводы эксперта Елены Галяшиной, которая была приглашена в суд защитой и подвергла сомнению качество проведенного по поручению следствия исследования записи переговоров Алексея Улюкаева и Игоря Сечина, представители Генпрокуратуры отметили, что им непонятно, кто из адвокатов и зачем вызвал свидетеля, которая «даже не слушала аудиозаписи». Припомнили прокуроры и высказывание адвоката Дареджан Квеидзе о возможном отсутствии $2 млн в сумке, переданной 14 ноября 2016 года ее подзащитному на территории офиса «Роснефти». На слова адвоката о том, что господин Улюкаев на видеозаписи «слишком легко» для его возраста несет сумку весом более 20 кг, один из гособвинителей заметил, что «своя ноша не тянет».

Со своей стороны, адвокат Гриднев, назвав позицию обвинения «порочной и бездоказательной», напомнил, что благодаря действиям оперативников ФСБ его клиент после задержания «на семь часов пропал с радаров телефонов», когда расследование еще лишь началось «и ничего не было ясно». Защитник заверил своих оппонентов, что он логику и УПК помнит хорошо, а вот они не только переформулировали по ходу процесса суть обвинения, но и исказили его слова.

Другие адвокаты вновь настаивали на процессуальных нарушениях, которые, по их мнению, были допущены на процессе, а также отсутствии у их клиента мотива преступления.

Последнее слово Алексея Улюкаева

Полный текст выступления с пояснениями

Смотреть

Наконец, последнее слово было предоставлено Алексею Улюкаеву. Бывший министр, недолгое выступление которого изобиловало цитатами из Ильфа и Петрова, Джона Донна, Карла Маркса и Фиделя Кастро, сначала назвал свое дело «чудовищно жестокой провокацией, организованной "специалистом по плохим делишкам"», затем заявил, что «следствие и обвинение сшило черное дело белыми нитками», добавил, что в качестве доказательств его вины был использован «минимальный набор — сумка, корзинка и плохо снятый видеоролик», и наконец заявил, что на его месте «может оказаться каждый». Экс-министр обратил внимание суда, что на процессе так и не появился Игорь Сечин. «Это удивительный процесс, в котором потерпевший сначала превращается в свидетеля, а потом и вовсе испаряется»,— сказал Алексей Улюкаев.

Господин Улюкаев еще раз отметил, что 14 ноября был уверен, что в полученной от Игоря Сечина сумке находится вино. Подсудимый вновь сказал, что вины не признает, однако неожиданно покаялся совсем в другом. «Я признаю себя виновным. Но не во взяточничестве, а в том, что прискорбно мало сделал для граждан России. Только когда сам попадешь в беду, понимаешь, как плохо живут люди, с какой несправедливостью они сталкиваются… Простите меня. Как бы ни сложилась судьба, я остаток жизни посвящу отстаиванию интересов простых людей»,— пообещал господин Улюкаев.

В конце своего выступления экс-министр сказал, что запрошенные прокуратурой в качестве наказания десять лет колонии строгого режима равносильны смертному приговору.

Алексей Улюкаев выразил надежду, что «суд поднимется над завесой инсинуаций и лжи, не позволит отнять у престарелых инвалидов-родителей их сына, а у маленьких детей — отца». «Трудно им будет без меня»,— добавил бывший министр. После этого подсудимый поздравил присутствующих с наступающим Новым годом. Оглашение приговора назначено на 15 декабря.

Владислав Трифонов

Вся лента