Трамвай из прошлого
В Нижнем Новгороде стартует производство модернизированных вагонов Tatra
ООО «Фобос-ТС», нижегородский дилер «Уралтрансмаша» в 2018 году намерен запустить производство модернизированных трамвайных вагонов модели Tatra Т-3. В предприятие мощностью до 120 вагонов в год инвестор вложил 100 млн руб. и рассчитывает на спрос со стороны Нижнего Новгорода и других городов-миллионников. В компании надеются, что их трамваи будут востребованы на рынке из-за низкой цены. Эксперты полагают, что местным властям целесообразнее закупать современные низкопольные трамваи или модернизировать существующий парк, если нет денег на новые вагоны.
Образец обновленного трамвайного вагона Tatra Т-3, изготовленный на екатеринбургском «Уралтрансмаше», вчера был представлен в рамках визита в Нижегородскую область посла Чешской республики в России Владимира Ремека. Вагон, сделанный по чешским чертежам, получил новый кузов, систему остекления, а также систему кондиционирования салона и кабины водителя. Помимо переменного пола в средней части вагона для людей с ограниченными физическими возможностями предусмотрена кнопка вызова водителя, а также место для крепления инвалидного кресла. Стоимость такого вагона составит порядка 18,5 млн руб., а экономия электропотребления по сравнению с старой моделью вагона — до 35–40%.
Серийное производство намечено на первый квартал 2018 года на площадке трамвайного депо №1 в Нижнем Новгороде, проект ведет нижегородский дилер «Уралтрансмаша» компания «Фобос-ТС». Она вложила в производство около 100 млн руб. Вклад чешской стороны проекта — компании Zimatechnik — состоит из конструкторских разработок. Предполагается, что в 2018 году предприятие выпустит в Нижнем Новгороде 20–40 вагонов в зависимости от спроса, а в 2019 году увеличит выпуск до 100–120 вагонов. Для расширения мощностей ООО «Фобос-ТС» запросило у городской администрации дополнительные площади на территории депо. Новое производство предусматривает создание около 500 рабочих мест.
Инвестор рассчитывает конкурировать на рынке за счет более низкой цены. В среднем на рынке новые аналоги трамваев стоят 25–27 млн руб., рассказал „Ъ“ директор «Фобос-ТС» Сергей Лазарев. Кроме того, компания надеется на бюджетные субсидии для обновления подвижного состава, которые могут получать администрации городов. Производитель готовит заявку в Минпромторг РФ для включения своей модели в программу развития общественного транспорта и рассчитывает, что в феврале 2018 года министерство примет решение субсидировать муниципалитетам покупку трамваев. Если федеральный бюджет будет выделять по 8 млн руб. на каждый вагон, то стоимость модернизированного вагона для муниципалитета составит всего 10,5 млн руб., отметил Сергей Лазарев. Модернизированной моделью Tatra Т-3 заинтересовались также Барнаул, Екатеринбург, Калининград и Самара, которым в сумме необходимо до 1,5 тыс. вагонов, а всего спрос на такие вагоны в России может достигать 3 тыс. единиц. Кроме того, компания планирует экспортировать вагоны в Европу.
Нижегородские чиновники, протестировав обновленный вагон, отнеслись к проекту благосклонно. По данным мэрии, сейчас трамвайный парк Нижнего Новгорода превышает 300 единиц, из них 90% имеет высокий уровень износа, если госбюджет действительно будет субсидировать закупку трамваев, городским властям будет интересно это предложение. Сейчас по городу курсирует 117 вагонов Tatra Т-3 предыдущих поколений, модели которых закупались еще в конце 80-х годов прошлого века.
По мнению директора по транспортному планированию и прогнозированию Центра экономики инфраструктуры Александра Морозова, местным администрациям целесообразнее закупать современные низкопольные вагоны. «Ключевое требование к современному подвижному составу — это удобство и быстрота входа, которые достигаются за счет расположения пола в вагоне на уровне тротуара и ступенек лестниц при входе в вагон. Это требование далеко не только инвалидов или родителей с детскими колясками — не менее 30% пассажиров составляют пенсионеры, для которых каждая ступенька является труднопреодолимой, да и для всех остальных ступеньки не добавляют комфорта. Кроме того, лестницы замедляют вход и выход, увеличивается время стоянки на остановке, замедляется скорость сообщения. Особенностью конструкции старых вагонов являются высокий уровень пола над тележками», — полагает господин Морозов. Он напомнил, что в Санкт-Петербурге был негативный опыт закупки подобных модернизированных трамвайных вагонов от Ленинградского вагонного завода. «Конечно, бывает, что города закупают такие вагоны от нищеты. Но в этом случае оптимальнее модернизировать уже имеющиеся старые вагоны, это стоит порядка 4 млн руб. за вагон. А покупать за 18,5 млн руб. вагоны старой конструкции, на мой взгляд, тупиковый путь. Лучше добавить еще 7 млн руб. и приобрести современные вагоны — даже самые простые и дешевые из них будут удобнее», — считает аналитик. Лучшим решением проблемы старого трамвайного парка господин Морозов считает обособление трамвайных путей от основных потоков городского общественного транспорта, что увеличит востребованность со стороны пассажиров из-за отсутствия пробок и дублирующих маршрутов. В этом случае рентабельность трамваев вырастет, что позволит привлечь на маршруты частных инвесторов, которые сами займутся обновлением парка.