Некролог по режиму контроля над вооружениями
Цена вопроса
8 декабря — важная дата для режима контроля над вооружениями, но в этом году этот день представляется мне мрачным. Подписанный 30 лет назад Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор о РСМД) позволил уничтожить целый класс ядерных ракет, которые могли за считанные минуты нанести разрушительный удар по европейскому континенту. Это был жест примирения между двумя враждующими супердержавами, ставший одним из столпов режима контроля над вооружениями между США и Россией. Сегодня этому соглашению исполняется 30 лет, но не в пору праздновать. Скорее есть смысл писать некролог по договору, который вряд ли уцелеет
Договором о РСМД были запрещены ракеты наземного базирования дальностью от 500 до 5,5 тыс. км, что позволило уничтожить целый класс дестабилизирующих вооружений. Для США преимущества этого соглашения стали сразу очевидными: СССР ликвидировал ракеты «Пионер» (SS-20 Saber), достаточно точные ракеты средней дальности, представлявшие угрозу для европейских стран—членов НАТО.
Преимуществом СССР, в свою очередь, было уничтожение американских ракет «Першинг-2», которые могли долететь до Москвы за считанные минуты, и ликвидация крылатых ракет BGM-109G. И хоть в итоге СССР избавился от гораздо большего числа ракет, чем США, сделка в целом была в интересах обеих держав. Но главным ее бенефициаром стали европейские государства, которые иначе могли в любой момент стать полем боя для этих вооружений.
Но эра контроля над вооружениями, очевидно, подходит к концу. В 2002 году США вышли из Договора по ПРО, и, как мне представляется, Договор о РСМД может также кануть в лету. Ядерные державы вновь модернизируют свои арсеналы, включая средства доставки, боеголовки и системы ПРО, а преследование интересов национальной безопасности и выгода от наличия ядерного оружия стали важнее иных соображений. А при том, что Россия и США обвиняют друг друга в нарушении Договора о РСМД, я вижу мало сценариев, при которых это соглашение выживет.
Позиция США ясна: Россия прямым способом нарушает договор, и делает это уже на протяжении нескольких лет. Согласно сообщениям СМИ, речь идет о развертывании Россией крылатой ракеты средней дальности наземного базирования, которая может быть вариантом хорошо известных «Калибров», применяемых российскими боевыми суднами и подлодками. На Западе эту ракету-нарушитель называют SSC-8, а в России — 9M729. По данным New York Times, русские уже оснастили этими ракетами два батальона. Российская РС-26 «Рубеж» также под подозрением. Есть мнение, что она может быть реинкарнацией SS-20. Хоть ее и называют МБР, и она на время перестала быть в центре обсуждения, ее истинное предназначение может быть схожим со знаменитыми «Пионерами».
Россия также обвиняет США в нарушении Договора о РСМД. Одна из ее претензий относится к пусковым установкам комплекса AEGIS Ashore Мк-41, которые уже размещены в Румынии и скоро появятся в Польше. И хоть эти установки модифицированы таким образом, что они не могут быть использованы для запуска крылатых ракет наземного базирования, по мнению российской стороны, речь идет во многом о тех же системах, которые установлены на американских кораблях, и нет возможности проверить, какие ракеты там в действительности будут установлены. Россия также считает нарушением — хоть и меньшим — американские ударные беспилотники, хотя эти комплексы не запускаются с земли, а скорее просто взлетают.
Суть этих обвинений мне видится такой: Россия на самом деле не видит более никаких преимуществ сохранения этого договора. Владимир Путин никогда не верил, что это соглашение отвечает российским интересам, видя в нем принуждение к одностороннему разоружению. Американская военная мощь основана на вооружениях морского и воздушного базирования, которые ни какими договорами не ограничены. России же нужны ракеты наземного базирования.
Договор также устарел, поскольку он не учитывает озабоченность России потенциалом Китая, страны, которая тоже инвестирует в свой ядерный арсенал. Учитывая географию и баланс сил, России нужны нестратегические ядерные вооружения именно, чтобы сдерживать Китай, а не НАТО.
Из-за этого Россия де-факто вышла из договора, загнав США в политическую ловушку. Вашингтон может либо выйти из соглашения, но тогда его обвинят в разрыве этого документа и развязывании рук Москве. Или же США могут остаться единственной стороной, соблюдающей двустороннее соглашение. Размещение в качестве ответа новые ракеты в Европе также вызовет политический кризис, поскольку европейцы в любом случае будут считать себя узниками возвращения вооружений, которые могут быть применены только на их континенте. Мнение европейцев не станет сдерживающим фактором для России, но оно играет роль для выстраивания политики США, и в Москве об этом знают.
Недавно Конгресс США проголосовал за проект оборонного бюджета на 2018 год, в который вошло положение о выделении $58 млн на разработку крылатой ракеты наземного базирования — эта мера призвана привлечь внимание Москвы. И явно привлекла. Владимир Путин на заседании Валдайского клуба сказал, что если США разместят в Европе ракеты средней дальности, ответ России будет «незамедлительным». Это напоминает политическую катастрофу в замедленной съемке. С учетом позиций двух стран и их взаимных обвинений, есть сомнения, что Россия вернется к выполнению Договора о РСМД, но и элементы американской системы ПРО из Европы никуда не денутся. Единственное, чего вскоре не будет,— это режим контроля над вооружениями, и я думаю, что мы еще будем по нему скучать.
(Комментарий предоставлен Валдайским клубом)