Ремонтники недосчитались заказов
Участники рынка частных услуг говорят о его снижении
По итогам 2017 года объем рынка частных услуг в России составит 5,5 трлн руб., подсчитали Avito и Data Insight. В этой сфере занято 10% трудоспособного населения страны, причем почти половина опрошенных сообщили о сокращении количества заказов в этом году. В краткосрочной перспективе рынок услуг действительно может снижаться на фоне падения доходов населения, считают эксперты.
По итогам 2017 года объем частного предпринимательства и малого бизнеса на российском рынке услуг составит 5,5 трлн руб., или 2,4 млрд заказов, указано в совместном исследовании Data Insight и Avito. Более 80% выручки приходится на пять крупнейших сфер: ремонт жилья, строительство, деловые услуги, транспорт и перевозки, ремонт автомобилей. В сфере частных услуг, по данным исследования, занято 9,6 млн человек — более 10% трудоспособного населения страны. Для 74% из них это основной источник дохода, для 26% — совместительство. Средний доход от оказания услуг составляет 30 тыс. руб. в месяц. Среди интернет-площадок по доле приносимой выручки лидируют Avito (17,5%), «ВКонтакте» (13,8%), сайт «Ремонтник.ру» (10%) и Instagram (9,6%).
48% исполнителей сообщили о сокращении количества заказов в 2017 году по сравнению с уровнем прошлого года, говорит аналитик Data Insight Елизавета Хоботина. Об этом говорили в основном строители и представители транспортного сегмента. Это 41% всех исполнителей, поэтому динамика этих сегментов сильно влияет на весь рынок. К тому же строительство — сегмент с самым высоким средним чеком на рынке услуг, уточняют в Avito.
По данным исследования, 40% исполнителей используют платные инструменты продвижения. Рекламный бюджет тратится преимущественно на рекламу в интернете (24% бюджета) и рекламу в газетах и журналах (20%). Самыми эффективными рекламными каналами назвали сервисы объявлений (35%) и рекламу в социальных сетях (32%). «Социальные сети сейчас вкладывают много усилий в развитие продаж на их платформе. Например, Facebook тестирует в России маркетплейс»,— напоминает госпожа Хоботина.
В сервисе Qlean в 2017 году количество выполненных заказов увеличилось, отмечает совладелец и руководитель клиентской поддержки Qlean Артем Ишонин. Но при этом сервисы объявлений, которые Qlean тестировал как один из каналов продвижения, значимого для компании результата не дали, уточняет он. «Для нас социальные сети — существенно больший источник привлечения»,— подчеркнул он. Но для малого бизнеса классифайды всегда будут выступать одним из важных каналов привлечения клиентов, поскольку позволяют получить клиента с минимальными затратами времени и денег, считает операционный директор сервиса объявлений «Юла» (входит в Mail.Ru Group) Борис Каптелов. У «Юлы» за прошедший год аудитория выросла более чем в четыре раза, росли все направления, говорит он.
В краткосрочной перспективе рынок частных услуг в целом действительно может немного сократиться, полагает управляющий партнер AddVenture Максим Медведев. Реальные доходы населения падают, люди предпочитают экономить на подобных услугах, констатирует он. Но при этом отдельные интернет-компании, которые за счет технологий оптимизируют продукт и услуги, будут «отъедать долю» и показывать хорошую динамику развития, уверен господин Медведев.