Ставки уклоняются от роста
Инвесторы не ждут существенного ужесточения политики ФРС
На этой неделе состоится последнее в этом году заседание Комитета по открытым рынкам ФРС США, на котором, как ожидается, регулятор вновь повысит ставку — до диапазона 1,25–1,5% годовых. Эксперты отмечают, что, несмотря на ограниченное, но последовательное ужесточение политики Федрезервом, условия финансирования как в США, так и в мире в этом году смягчались и что рынки по-прежнему не ждут существенного повышения ставок как минимум в ближайшие два года.
Последний раз ставка ФРС повышалась в июне — на 0,25 процентного пункта (до этого — в марте). В сентябре регулятор объявил о начале расчистки своего баланса, на котором в результате трех программ количественного смягчения скопилось активов на $4,5 трлн. В повышении ставки на предстоящем заседании 12–13 декабря рынки не сомневаются, однако темпы дальнейшего ужесточения инвесторы видят более скромными, чем сами члены комитета ФРС. Последние, согласно сентябрьскому прогнозу, ожидают, что базовая ставка превысит 2% уже в 2018 году (что подразумевает минимум три повышения на 0,25 п. п.), рынки же ожидают, что до такого уровня ставка дойдет лишь к 2020 году.
Более того, пока инвесторы не замечают ужесточения монетарной политики — индекс S&P 500 с начала года вырос более чем на 15%, биржи развивающихся рынков — почти на 30%. Энтузиазм инвесторов поддерживают восстановление экономики в развитых странах и отсутствие инфляционного давления, отмечают эксперты Банка международных расчетов (БМР). Более того, по оценке банка, условия финансирования за год даже стали более благоприятными как в США, так и в мире, а ожидания волатильности, напротив, снизились до уровня середины 2007 года. Спреды между облигациями развитых и развивающихся стран также сокращались и остаются на уровне, сопоставимом с тем, что наблюдался до финансового кризиса 2008–2009 годов.
Пока влияние ужесточения ограничивается обменными курсами — после почти годового ослабления американский доллар с начала сентября укрепился на 2%. По гособлигациям, через требуемую доходность по которым и оцениваются долгосрочные инфляционные ожидания, динамика пока неоднозначна. Двухлетние ставки с начала года выросли примерно на 0,6 п. п. (до 1,8%), тогда как по десятилетним бумагам доходность остается на сопоставимом с январем уровне (около 2,4%). В БМР указывают на сходство текущей ситуации и цикла повышения ставок, предпринятого ФРС в 2004–2005 годах, когда в первый год ужесточения политики долгосрочная доходность также не росла (прежний глава ФРС Алан Гринспен тогда назвал этот феномен «головоломкой» — предыдущие циклы повышения ставок приводили к быстрому росту доходности).
Отчасти такая ситуация объясняется падающей премией за срок, на который заимствуются средства, объясняют в банке, указывая, что на снижении таких премий сказались масштабные программы выкупа активов.
Ограниченному влиянию монетарного ужесточения в США на другие рынки способствует и сохранение мягкой политики других крупных регуляторов. Так, ЕЦБ в октябре продлил программу количественного смягчения как минимум до сентября 2018 года (при этом сократив объем ежемесячных покупок с €60 млрд до €30 млрд). ЦБ Англии незначительно повысил ставку, сохранив программу выкупа активов, Банк Японии свою политику существенно не менял.