Потребитель теряет интерес к алмазам
Спрос на них переживает стагнацию из-за Китая и Индии
Консалтинговая компания Bain & Company выпустила свой ежегодный отчет о динамике развития мирового рынка алмазов в 2016 и первой половине 2017 года. За изученный период продажи существенно выросли — на 20% — лишь в сегменте сырых алмазов. В свою очередь на рынке бриллиантов зафиксирована стагнация из-за снижения спроса со стороны Индии и Китая.
В понедельник компания Bain & Company представила седьмой годовой отчет о ситуации на мировом рынке алмазов и бриллиантов. Отчет подготовлен совместно с Всемирным центром алмазной промышленности (AWDC) в Антверпене. Авторы доклада отмечают, что после 2015 года производителям алмазов удалось восстановить свои позиции, показав рост выручки на 20%. Эксперты объясняют это тем, что компании, занимающиеся огранкой алмазов, начали вновь пополнять свои запасы. Операционная прибыль пяти крупнейших производителей алмазов по итогам 2016 года выросла лишь на 3%. Вместе с тем выручка компаний, занимающихся огранкой алмазов, за этот же период сократилась из-за снижения спроса на бриллианты. Однако участники рынка отмечают, что в первой половине 2017 года средний уровень прибыльности в этом секторе впервые после 2015–2016 годов стал расти. Причина — восстановление цен на сырые алмазы в первой половине 2017 года. При этом цены на бриллианты, которые также снижались в 2015–2016-м, в первой половине этого года стабилизировались.
Розничные мировые продажи бриллиантов по итогам 2016 года остались на том же уровне, что и годом раньше. Эксперты объясняют это отсутствием роста на крупнейшем в мире рынке потребления бриллиантов — американском. При этом Индия и Китай, которые в последние годы давали рынку положительную динамику, в 2016-м и первой половине этого года сократили свои аппетиты. В Китае это произошло на фоне относительной девальвации юаня и снижения уровня потребительского доверия. В Индии негативную роль сыграла крайне неоднозначная денежная реформа и многочисленные забастовки работников ювелирной промышленности. Динамика продаж в Европе осталась неизменной по мере сокращения притока туристов. Рост продаж зафиксирован только в Японии, однако объема этого рынка не хватило, чтобы придать положительную динамику всему мировому рынку.
Говоря о прогнозах дальнейшей динамики мирового алмазного рынка, эксперты Bain ожидают, что до 2030 года спрос на сырые алмазы будет расти в среднем на 1–4% в год, при этом предложение — лишь на 0–1%. США, Китай и Индия останутся крупнейшими потребителями бриллиантов в мире, при этом ситуация в США по итогам 2017 года стабилизируется. В более долгосрочной перспективе ожидаемый рост личных доходов в США на 1,5–2,5% в год приведет и к росту спроса на бриллианты в этой стране, также как в Китае и Индии. Спрос на бриллианты в Европе и Японии останется стабильным, не показывая существенного роста или снижения.