«Авиакор» попал на украинском
Минобороны взыскивает с самарского завода более 2,5 млрд рублей
Арбитражный суд Москвы принял пять заявлений Минобороны РФ к самарскому заводу «Авиакор» на общую сумму более 2,5 млрд руб. Детали исков стороны не раскрывают. Известно, что «Авиакор» поставлял Минобороны самолеты Ан‑140 и неоднократно срывал сроки выполнения госконтрактов. Однако буквально месяц назад предприятию удалось не только отбиться от претензий военного ведомства, но и взыскать с последнего более 240 млн руб. «Авиакор» доказал в суде, что не смог вовремя поставить самолеты, так как украинские заводы из-за санкций прекратили поставку комплектующих. По мнению юристов, если на этот раз задержка произошла по той же причине, арбитражный суд вновь встанет на сторону самарского завода.
В Арбитражный суд Москвы поступило пять исков Минобороны РФ к самарскому ОАО «Авиакор — авиационный завод» (входит в холдинг «Русские машины» Олега Дерипаски) на общую сумму более 2,5 млрд руб. Согласно материалам КАД ВАС, два заявления оставлены без движения, так как к ним были приложены не все необходимые документы. Заседания еще по двум искам назначены на 19 и 29 января 2018 года. Заявление на самую большую сумму — 928,49 млн руб. пока не принято к производству.
«Авиакор» — одно из крупнейших российских авиастроительных предприятий. Основная сфера деятельности завода — строительство, ремонт, обслуживание и поставка запчастей для пассажирских самолетов Ту‑154 М и Ан‑140. Из-за недостаточного количества заказов последние десять лет завод практически простаивал. 2016 год предприятие закончило с чистым убытком 303,8 млн руб. (в 2015‑м — 282,9 млн руб.).
Детали исков, поданных Минобороны к «Авиакору», стороны не раскрывают. По данным, указанным в КАД ВАС, речь идет о неустойке по государственным контрактам. Согласно отчетам «Авиакора», в 2011 году завод получил заказ от Минобороны на производство 11 Ан‑140 (по данным из открытых источников, стоимость одного самолета составляет порядка $20 млн). Но, согласно годовому отчету предприятия за 2012 год, «Авиакор» передал Минобороны только два из шести запланированных по контракту на 2012 год самолетов. Тогда на заводе срыв поставок Ан‑140 объясняли тем, что часть производственных сил предприятия была задействована в сборке двух Ту‑154 по контракту с МЧС. Руководство «Авиакора» также уверяло, что в 2013 году завод сможет собрать шесть Ан‑140, так как будет полностью завершено производство Ту‑154. Однако в 2013 году предприятие передало Минобороны только три самолета. Несмотря на это, ведомство в том же году заключило с «Авиакором» еще один контракт — на поставку трех Ан‑140, но в 2014 году, согласно открытым данным, Минобороны получило только один самолет. В 2015 году, согласно годовому отчету завода, заказчику был передан один Ан‑140, в 2016‑м — еще два. В августе того же года «Авиакор» объявил о приостановке выпуска Ан‑140. Решение было связано с тем, что украинские заводы из-за санкций прекратили поставку комплектующих, а заменить их российскими аналогами не удалось. Согласно последнему годовому отчету завода, программа строительства самолетов Ан‑140 завершена.
Исполнены ли контракты с Минобороны в полном объеме, выяснить не удалось. На запрос „Ъ“ в Минобороны вчера не ответили. В пресс-службе корпорации «Русские машины» лишь пояснили следующее: «Обращение в суд по контрактам, сроки которых уже наступили, — стандартная практика Министерства обороны в отношении контрагентов. Суммы таких исков определяются, исходя только из дней просрочки, и не учитывают конкретных обстоятельств задержки, к которым часто имеет отношение сам заказчик. В итоговых решениях суда фигурируют, как правило, уже другие, существенно более низкие суммы».
Так, согласно материалам КАД ВАС, в июне 2014 года арбитраж Москвы удовлетворил иск Минобороны к заводу на 30 млн руб., хотя первоначально размер претензий составлял 218,7 млн руб. В апреле 2015 года суд постановил взыскать с «Авиакора» 239 млн руб. в пользу военного ведомства, тогда как Минобороны РФ требовало 626,1 млн руб. Размер еще одной неустойки был снижен решением Арбитражного суда Москвы с 915,6 млн руб. до 150,9 млн руб. «Со своей стороны, „Авиакор” сегодня также имеет ряд исков к военному ведомству, в основном по задержкам оплаты выполненных работ», — добавляют в «Русских машинах».
Так, в октябре 2016 года Минобороны обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском о взыскании с «Авиакора» неустойки в размере 235 млн руб. по госконтракту от апреля 2013 года на изготовление и поставку Ан‑140 для нужд морской авиации Военно-морского флота. Самолеты, по мнению Минобороны, были поставлены заказчику с отставанием от указанных в контракте сроков. «Авиакор», в свою очередь, подал иск о взыскании с Минобороны долга в размере 249 млн руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму 33 млн руб. Оба иска были удовлетворены частично, и в результате взаимозачета военное ведомство осталось должно заводу 199,4 млрд руб. Более того, в ноябре Девятый арбитражный апелляционный суд сократил размер неустойки «Авиакора», так как счел, что исполнение контракта заводом «оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы», а именно из-за введения санкций в отношении России Украиной и Евросоюзом. Таким образом, задолженность Минобороны перед «Авиакором» выросла до 240,7 млн руб.
Партнер юридической компании «НАФКО-консультанты» Павел Иккерт объясняет, что если в случае с долгом 2,5 млрд руб. «Авиакор» также представит суду доказательства того, что на срыв поставок самолетов повлияли санкции, суд с высокой степенью вероятности может занять сторону завода. «Если суду будет доказано, что исполнение контракта стало невозможным именно по причине санкций, а сама невозможность носила непредвиденный и непредотвратимый характер, то данное обстоятельство может рассматриваться в качестве форс-мажорного. В целом сейчас все зависит от аргументации „Авиакора” и от того, удастся ли производителю доказать, что непосредственно его вины в произошедшем нет», — добавляет господин Иккерт.