Третий сектор предложено разбить на части
Общественная палата подготовила доклад о состоянии НКО
Общественная палата (ОП) в своем ежегодном докладе «О состоянии гражданского общества в РФ» сообщила о росте доверия к третьему сектору и проблемах российских НКО. ОП предлагает законодательно разграничить виды НКО, изменить систему статистики. Глава ОП Валерий Фадеев пояснил “Ъ”, что изменения нужны, так как «гражданское общество в условиях слабой экономики становится сердцем развития страны».
В докладе, который будет обсуждаться сегодня на пленарном заседании ОП, говорится о том, что в РФ доминирует представление о третьем секторе как о единой совокупности организаций. Минюст и Росстат данные об НКО собирают «единым массивом», в итоге, отмечается в докладе, невозможно понять, чем именно занимаются НКО, в числе которых профсоюзные, корпоративные организации («Опора России», Торгово-промышленная палата), госкорпорации («Роснано», «Росавтодор»), благотворительные фонды и НКО, работающие с детьми, инвалидами, пожилыми людьми.
Небольшие НКО (до пяти человек в штате) составляют «значительную часть» третьего сектора. Они работают на безвозмездной основе: по данным опроса местных НКО в 2016 году, почти 37% организаций получили менее 100 тыс. руб. В том числе из-за этого, полагают авторы доклада, количество НКО за 2017 год уменьшилось на 4 тыс. По данным Минюста, на декабрь 2016 года было зарегистрировано чуть более 227 тыс., а в ноябре 2017 года — 223 тыс. По данным независимых исследований, на постоянной основе работает около 15–20% НКО, но реестр Минюста «не позволяет понять, сколько НКО реально работает».
«Статистика Минюста не применима для анализа конкретных направлений деятельности НКО, финансового состояния и числа работников третьего сектора»,— делает вывод ОП, подчеркивая, что в реестр Минюста, помимо крупных госкорпораций, входят более 4 тыс. партий (включая региональные отделения).
ОП выделила НКО, созданные органами власти, господдержка которых в 2016 году превысила 20 млрд руб. Среди НКО много «по сути, бюджетных учреждений» — «такой организованный общественный сектор, который занят обслуживанием госзаказа», а это, считают авторы доклада, «приводит к огосударствлению сектора». «Сформировался пласт НКО, специально “заточенных” под участие в грантовых конкурсах и госпроектах. Такие организации, по сути, не НКО, и на них не должны распространяться льготы и преференции»,— пишут авторы доклада, отмечая, что сейчас законодательство «не позволяет провести градацию разных типов НКО».
ОП предлагает «провести реорганизацию системы госстатистики третьего сектора и законодательное разграничение различных категорий НКО». Изменения «могут быть увязаны с переформатированием закона “О НКО”, который стал напоминать после многочисленных изменений лоскутное одеяло». В качестве неплохого образца приводится коммерческий сектор, где приняты «более гибкие подходы с учетом деления на малые, средние и крупные предприятия». Кроме того, ОП предлагает четко определить понятие «политической деятельности» в законе об НКО — иностранных агентах. «Размытость формулировок позволяет вольно толковать законодательство в оценке финансирования из-за рубежа»: например, может ли финансирование со стороны ООН, в которую входит Россия, считаться иностранным финансированием. Законодательство об иноагентах провоцирует создавать холдинги — одна организация регистрируется для политики и российских денег, другая — для иностранных и «вне» политической жизни, утверждают авторы доклада. Также ОП предлагает ввести специальное регулирование деятельности благотворительных фондов.
«В этом году доклад отличается меньшим объемом и большей прагматичностью. Мы поставили вопросы, которые обсуждали на форуме “Сообщество” с первым замглавы администрации президента Сергеем Кириенко»,— сказал “Ъ” глава ОП Валерий Фадеев. По его мнению, «когда экономика слаба, гражданское общество становится сердцем развития страны»: «В этом году количество волонтеров увеличилось вдвое, почти половина россиян в этом году жертвовали деньги». В то же время, отметил он, «толком неизвестно, сколько людей работают в НКО, да и их число точно неизвестно». По мнению главы ОП, необходимо также срочно решить вопрос по льготам: «Работа социально ориентированных НКО — это бизнес, государство платит за это, но у них, в отличие от малого бизнеса, льгот по налогам нет».