МГЮА: трудовые права вызывают у граждан наибольшие затруднения
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) представил итоги юридического диктанта, прошедшего 9 декабря в 81 регионе России. В мероприятии приняли участие более 51 тыс. человек. Организатором выступила Ассоциация юристов России (АЮР).
Как следует из анализа МГЮА, доля правильных ответов на все вопросы составила 75%. Больше всего граждане разбираются в конституционном и семейном праве, а меньше всего — в гражданском. Отмечается, что исследование имеет высокую погрешность, так как в диктанте участвовали в основном молодые люди до 23 лет (70%), студенты, работники образования и культуры.
В целом мужчины и женщины обладают одинаковым уровнем правосознания, однако женщины незначительно лучше разбираются в трудовом и семейном праве, считают в МГЮА. В диктанте приняли участие 59% женщин и 41% мужчин.
После 23 лет правосознание почти не меняется. Исключение может составить трудовое право, «освоение которого не прекращается в любом возрасте». Наибольшее затруднение у участников юрдиктанта вызвал вопрос, какие документы работодатель при приеме на работу вправе потребовать предъявить от гражданина. Среди вариантов ответа был не только паспорт и другие обязательные документы, но также «характеристика с предыдущего места работы» и «справка об остатке денежных средств на денежном счете» (они не нужны). На этот вопрос ответили верно почти 19 тыс. человек.
Лучшие результаты диктанта оказались в Мордовии, Татарстане, Костромской, Брянской, Ростовской, Псковской, Оренбургской, Кемеровской, Саратовской, Владимирской, Липецкой областях, а также Ставропольского крае и Севастополе. Худшие — в Еврейской автономной области, Ивановской, Магаданской областях, Крыму. В МГЮА отдельно отмечают «существенное различие уровня правосознания» жителей Севастополя и республики Крым.
Член президентского совета по правам человека (СПЧ), доцент кафедры теории и истории права Высшей школы экономики Анита Соболева считает, что «в школе учителя не ориентируются на то, чтобы привить право как ценность». «Заучивание кодексов наизусть не повышает правовую грамотность — здесь важно понимание,— говорит госпожа Соболева.