Вдохновленные Россией
Екатерина Чаркина о капсульной коллекции Chanel
Ювелирный дом Chanel представил первую капсульную коллекцию, созданную специально для России: Inspiration Russe. Три кольца и четыре браслета объединены в четыре сета, каждый из которых назван в честь одного из мужчин, занимавших особое место в жизни и судьбе Габриэль Шанель.
В 1920-е основательница дома Chanel и законодательница парижской моды, Коко Шанель была увлечена культурой и искусством, принесенными в Европу русскими эмигрантами, покинувшими императорскую Россию после революции 1917 года. "Русские восхищали меня... Они показали мне Восток",— говорила она. Среди ее друзей и поклонников — художников, артистов, музыкантов и представителей аристократии — было немало выходцев из России. Сергей Дягилев, Игорь Стравинский, Вацлав Нижинский, а также великий князь Дмитрий Павлович. Все они были покорены талантом и обаянием модельера, а мадемуазель Коко, в свою очередь, вдохновлялась их тонким вкусом и неподражаемым русским шармом. Украшения Inspiration Russe сочетают элементы советского конструктивизма с народными мотивами и византийским стилем.
Браслет и кольцо Dimitri из золота с бриллиантами названы, как нетрудно догадаться, в честь великого князя Дмитрия Павловича, в эмиграции использовавшего фамилию Романов, с которым Габриэль познакомилась в 1920 году в Венеции благодаря близкой дружбе с Дягилевым. Коко была очарована его утонченным аристократизмом и врожденной тягой к роскоши. Великий князь познакомил Габриэль со знатными особами, привел в дом моды Шанель русских клиентов и светских дам, а также свел с парфюмером Эрнестом Бо, который и придумал Chanel N5. Их история любви стала началом "русского" периода в творчестве Шанель. В ажурности украшений Dimitri угадываются элементы военной императорской формы — погоны, стойка мундира, нашивки-галуны.
В 1920-е на вилле Bel Respiro у Шанель несколько лет провел другой русский — композитор-авангардист Игорь Стравинский. Стравинский был увлечен Коко, а Мадемуазель восхищал его музыкальный талант. Ювелирная пара из браслета и кольца Igor — воплощение духа русского конструктивизма. В центре изделий из белого золота с бриллиантами — строгий геометричный мотив, выполненный в технике маркетри. Браслет украшает крупная (5 карат) красная шинель. Прямые линии и минималистский стиль вызывают ассоциации с "пронзительной ритмичностью" музыки Стравинского.
Имя другого могучего русского, Сергея Дягилева, стало названием для украшений в византийском стиле. Кольцо и браслет Serguei напоминают о культурных корнях и пермском периоде жизни знаменитого импресарио, мирискусника и руководителя "Русских сезонов". Собранные в замысловатый цветочный узор в стиле народных промыслов крупные камни — танзанит (34 карата), рубины, малахиты, цавориты, аквамарины, рубеллиты и жемчуг — словно россыпь уральских самоцветов, подарок Хозяйки Медной горы. Браслет Vaslav назван в честь легендарного танцовщика и хореографа, уроженца Российской империи Вацлава Нижинского, еще одной знаменитости времен "Русских сезонов". В изгибах линий открытого браслета из желтого золота с бриллиантами и двумя крупными австралийскими жемчужинами угадываются восточные мотивы (отсылка к партии в "Шехерезаде" Римского-Корсакова).