Конституцию Татарстана разграничивают с утратившим силу договором
Депутат из Набережных Челнов просит проверить ее легитимность в КС
Депутат из Набережных Челнов Сергей Яковлев предложил президенту Владимиру Путину обратиться в Конституционный суд (КС) РФ с просьбой проверить конституцию Татарстана на соответствие российскому Основному закону. Депутат считает местную конституцию «нелегитимной», так как в ней упоминается прекративший свое действие договор о разграничении полномочий между Казанью и Москвой. В Госсовете Татарстана отрицают наличие оснований для обращения в КС. Источник “Ъ” в администрации президента (АП) РФ говорит, что конституция Татарстана давно приведена в соответствие с российской.
Депутат горсовета Набережных Челнов — бывший единоросс Сергей Яковлев попросил Владимира Путина обратиться с запросом в КС о признании конституции Татарстана «не соответствующей законодательству РФ». В письме, направленном в приемную президента, говорится, что 11 августа этого года утратил свою силу договор о разграничении полномочий между Татарстаном и Россией, что «прямо повлияло на легитимность» региональной конституции, где упоминается договор. Депутат отмечает, что ни Госсовет, ни президент республики Рустам Минниханов никаких действий по приведению основного закона Татарстана в соответствие с Конституцией РФ «не принимают». «Это тот самый документ, в котором закреплен принцип “государство в государстве”, который провозгласил суверенитет другого государства, кроме российского, на территории РФ»,— говорится в письме.
Конституция Татарстана была принята в 1992 году, на год раньше российской, в ней республика провозглашалась как «суверенное демократическое государство». Впоследствии в нее были внесены правки, суверенитет Татарстана был ограничен пределами его полномочий. Сейчас в ст. 1 конституции республика называется «государством, объединенным с РФ» Конституцией России, конституцией Татарстана и договором между республикой и РФ о разграничении полномочий. Первый договор был подписан в 1994 году, срок действия второго, утвержденного в 2007 году федеральным законом, истек в августе текущего года. Федеральный центр не стал его продлевать. Первый заместитель главы АП Сергей Кириенко тогда заявил, что российское государство «построено не по договорному типу». Вчера источник “Ъ” в АП сказал, что «конституция Татарстана давно приведена в соответствие с Конституцией РФ»: «Если депутату хочется в этом убедиться, это его законное право». Ранее “Ъ” поясняли в АП, что в ст. 1 конституции Татарстана используется название договора 1994 года, а не 2007 года.
В Госсовете “Ъ” заверили, что юридических оснований для признания конституции Татарстана нелегитимной нет. «А с какой стати?» — сказал “Ъ” глава комитета по законности и правопорядку Шакир Якудин. На конституционных чтениях 5 декабря он заявлял, что норма конституции Татарстана, в которой упоминается договор, переходит в «спящее положение», пока «не проснется федеральное самосознание». В то же время один из авторов конституции академик Борис Железнов не исключил проведения в республике референдума, если изменения конституции Татарстана будет требовать федеральный центр (положения ст. 1 могут меняться только на референдуме). Рустам Минниханов ранее заявлял “Ъ”, что отсутствие договора не создаст пробела в местном законодательстве, а власти региона не намерены возвращаться к вопросу продления или подписания нового договора: «Имеем, что имеем, нас это устраивает» (см. “Ъ” от 7 декабря).
По словам директора Института истории Академии наук Татарстана Рафаэля Хакимова (был советником первого президента Минтимера Шаймиева по политическим вопросам), в КС уже были обращения по поводу ст. 1 местной конституции. «Таких Яковлевых много. Но Татарстан не стал ее менять, потому что необходим референдум»,— отметил он. По данным юристов, Конституцию РФ чаще нарушают Госдума, правительство, суды общей юрисдикции, а затем уже субъекты РФ, сказал эксперт “Ъ”: «Надо, чтобы российское государство само поменьше нарушало Конституцию, например, в вопросе о языках». Он полагает, что подобные обращения к президенту делаются, чтобы «замутить немножечко, устроить в Татарстане Майдан по украинскому сценарию».
Сам депутат Яковлев намерен обратиться в КC по поводу должности главы Татарстана: по федеральному закону от наименования «президент» республика должна была отказаться еще два года назад. Власти республики неоднократно говорили, что закон, принятый Госдумой, «противоречит Конституции РФ». Источник “Ъ” в Кремле говорил, что нынешнее наименование сохранится до истечения срока полномочий Рустама Минниханова (2020 год), так как «народ республики голосовал на выборах именно за президента Татарстана» (см. “Ъ” от 15 июля).