Куда ведет «семьеведение»?
Станислав Кучер — о создании нового образовательного курса
Уполномоченный по правам ребенка при президенте Анна Кузнецова рассказала, что Министерство образования поддерживает идею создания образовательного курса «Семьеведение». Ранее газете «Коммерсантъ» стало известно, что в обязательную школьную программу могут включить разработанный представителями РПЦ учебный курс «Нравственные основы семейной жизни». Обозреватель «Коммерсантъ FM» Станислав Кучер размышляет о будущем семьи в современном мире.
Ошибается тот, кто полагает, что пропагандой традиционных семейных ценностей российское государство озаботилось недавно, в контексте общего патриотического тренда. «Для любого нормального человека создание семьи, детей — эта высшая миссия, может быть, самая главная. Важнее семьи нет ничего. Даже для президента». Эти слова на встрече с детьми-сиротами, выпускниками детских домов, произнес в мае 2011-го Дмитрий Медведев. Ровно два года спустя, на заседании Национальной родительской ассоциации его предшественник, он же преемник, Владимир Путин развил тему: «Семья — это основа основ. Именно в семейном кругу прививаются первые гражданские, патриотические чувства».
Короче, все нынешние инициативы по популяризации семейных ценностей есть предсказуемое воплощение давних идей российского руководства. Плоды, семена которых были посеяны еще до Олимпиады, Крыма, Донбасса, санкций, — до всего того, что привело к кризису в отношениях с Западом и политической моде на критику западных ценностей, семейных в том числе. Иными словами, будущее семьи волновало лидеров России ХХI века всегда. Вопрос — какой семьи?
Какая семья должна стать, по мнению Владимира Путина, «основой основ» в России завтрашнего дня? А по мнению Анны Кузнецовой? А по вашему мнению? Напоминаю: представление о формате и роли семьи в обществе меняется. Семейные традиции в Саудовской Аравии заметно отличаются, например, от шведских. Вы скажете: «Понятно, речь о российских семейных традициях». Ок, а это что такое? Традиции семьи Алексея и Анны Карениных были только на первый взгляд такими же, что и в семьях Константина Левина и Кити Щербацкой. Насколько российскими можно считать традиции семьи Ульянова-Ленина? Советской творческой элиты Серебряного века? А семейные традиции Северного Кавказа считать российскими? Ну и так далее, вопросы можно задавать до бесконечности.
Вы снова скажете: «Да понятно, о чем речь. Семья — это когда мама, папа и я — дружная семья, а дальше – детали». Хм… Вот не уверен, что именно это имеют в виду авторы образовательного курса «Семьеведение». Потому что варианты композиции «мама, папа, я» могут быть разные. Традиционный брак, гражданский, гостевой, поливерность, полиамория, полигамия, брак «лоскутное одеяло», черт ногу сломит, сколько форматов придумала цивилизация за свою историю, особенно новейшую.
Представление о том, что другим человеком можно обладать «пока смерть не разлучит нас» в христианском мире растворяется. Нравится это нам или нет. Все более обычной становится смена партнеров даже в семьях с детьми.
Все меньше желающих терпеть «сложного» партнера, экономическая зависимость играет все меньшую роль. Все больше добровольных объединений в «большую семью» (родители ради детей продолжают жить на одной территории, в браке или нет, но при этом встречаются с другими партнерами). Что это — деградация общества или переход к другой фазе развития? Несколько семей на протяжении жизни —результат слабости человека, или свидетельство его любвеобильности? Должны ли мы изменить свое представление о семье с тем, чтобы устаревшие догмы не мешали нашему счастью завтра? Всем хочется дружной семьи, любви долгой и настоящей, камина и большого дома с детьми на лужайке? Или не всем?
Все больше людей объявляют себя чайлдфри. Для кого-то такая позиция — звучное оправдание эгоизма и неготовности брать ответственность. Но есть и те, кто убежден — несостоявшийся человек, не способный нести ответственность даже за собственную жизнь, не может быть готовым к продолжению рода. Грубо говоря, приглашая в эту жизнь человека, подумай, что ты можешь дать ему. Как сочетать осознанность в создании семьи и почти навязчивое стремление власти увеличить население страны? Как думаете, будут учителя обсуждать эти вопросы с детьми на курсах по «Семьеведению»? Есть у них готовые ответы? А у вас?