Кластер для полетов
Авиационная промышленность
В рамках консорциума развития инновационных кластеров в июле в Московской области создан авиационный кластер. В качестве площадки выбран Жуковский, город с богатыми авиатрадициями и мощным инновационным потенциалом. В ближайшие годы здесь планируется организация базы для создания системы трансфера технологий и технологического предпринимательства.
Большую роль в развитии экономики Подмосковья играют наукограды — муниципальные образования со статусом городского округа, обладающие высоким научно-техническим потенциалом. Из 13 наукоградов в России на территории Московской области работают 8, и много лет подряд их предприятия и научные институты работают над созданием инновационных технологий для разных отраслей промышленности. Одной из своих приоритетных задач правительство Подмосковья ставит создание мостика между наукой и бизнесом. Наращиванию коммерческой составляющей должны способствовать механизмы взаимодействия, основанные на кластерном подходе. Один из первых инновационных кластеров появился в городе Жуковском.
В середине июля в Жуковском на базе федерального государственного унитарного предприятия "Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского" (ФГУП ЦАГИ) прошло совещание, по итогам которого было подписано соглашение о создании в городе кластера авиационных технологий. Подписи под соглашением о создании этой структуры поставили представители сразу шести организаций, среди которых: ФГУП ЦАГИ, АО "ЛИИ им. М. М. Громова", АО "Научно-исследовательский институт авиационного оборудования", АО "Экспериментальный машиностроительный завод им. В. М. Мясищева", АО "Центр научно-технических услуг "Динамика"", ООО "Научно инженерная компания". "Спецификой кластера является объединение ведущих научных институтов авиакосмической отрасли посредством налаживания между ними коммуникации. Поэтому основными задачами кластера станут объединение всех игроков авиационной отрасли и продвижение проектов, привлечение существующих и выращивание собственных компаний--производителей конечных продуктов — летательных аппаратов и их узлов. Таким образом, будут решаться не только проблемы реализации отдельных проектов, но и повысится эффективность использования результатов, полученных с использованием бюджетного финансирования",— говорит заместитель начальника комплекса перспективного развития ФГУП ЦАГИ Александр Корзников.
Сила в единстве
Идея открыть в Подмосковье авиационный кластер витает в воздухе с 2014 года. Но решительные шаги власти начали предпринимать только в текущем году. Новая структура объединит в одну систему все промышленные и научные активы наукограда, что позволит оптимизировать их деятельность. Предприятия и организации, которые войдут в кластер, будут заниматься развитием проектов легких и сверхлегких летательных аппаратов, беспилотников, а также созданием новых материалов и технологий для авиапрома, систем для создания космооники. Отдельным направлением в работе организаций будущего кластера станет разработка симуляторов и тренажеров для подготовки летного состава. Ожидается, что в окрестностях Жуковского построят полигон для испытаний беспилотников. В создании авиапромышленного кластера принимают участие: Объединенная авиастроительная корпорация, ФГУП ЦАГИ, крупные институты, предприятия промышленного комплекса, чья деятельность связана с цифровым проектированием, с производством аддитивных технологий и композитных изделий. В новом кластере инвестор получит доступ к созданию инновационного отраслевого продукта полного цикла: от производства до сертификации. Для этого в Жуковском подготовят инфраструктуру для создания высокотехнологичных производств и развития коммуникации в рамках кластера, в том числе обмен проектами, развитие общих проектов между участниками будущей системы. В индустриальном парке "Жуковский" общей площадью более 100 га планируется разместить предприятия авиационной отрасли, машиностроения, легкой промышленности и IT. В технико-внедренческой зоне "Зона инновационного развития города Жуковского" разместятся: технологический центр, инжиниринговый центр открытого доступа, центр подготовки летного и инженерно-технического состава, центр технического обслуживания легкомоторных самолетов, предприятия по производству летательных аппаратов малого класса, композиционных материалов и резинотехнических изделий и микрокриогенных систем. Технопарк ЦАГИ совместит в себе компетенции инжинирингового центра и центра трансфера технологий. Развитие научного кластера также может быть ускорено за счет развития транспортного хаба на базе аэропорта Жуковский с самой длинной в Европе взлетно-посадочной полосой (5,5 км), что позволяет осуществлять прием пассажирских и грузовых воздушных судов любого типа.
Правительство Подмосковья будет поддерживать крупные предприятия и их проекты в самых разных аспектах. Например, в процессе формирования внутренней системы коммерциализации производимых ими технологий, их продвижения и защиты прав интеллектуальной собственности. Для этого власти Подмосковья намерены взаимодействовать с федеральными структурами самого разного уровня и сейчас ищут точки соприкосновения с федеральными центрами для отбора и поддержки перспективных инновационных проектов в авиастроении.
Улетные перспективы
Основатели авиационного кластера в Жуковском высоко оценивают перспективу создания новой структуры на базе наукограда, поскольку она позволит будущим резидентам кластера существенно расширить круг потенциальных партнеров, использовать уже накопленный опыт кластерного развития и получить доступ к целому ряду информационных инструментов и инжиниринговых услуг. Кроме того, представители научных институтов ожидают поддержки своих проектов со стороны подмосковных властей. "Мы чувствуем заинтересованность руководства области в развитии нашего кластера, что позволяет нам получать административную и организационную поддержку и кластера, и его проектов. Это во-первых. А во-вторых, экспертную и квалифицированную научно-техническую поддержку получат проекты малых и средних компаний, которые за счет фундаментальной науки усилятся",— отметил Александр Корзников.
Импульс к инновационному развитию получат и сами институты, которые войдут в кластер. Например, в АО "Экспериментальный машиностроительный завод им. В. М. Мясищева" (АО ЭМЗ) рассчитывают, что благодаря появлению новой структуры у институтов и предприятий появится возможность коммуницировать друг с другом, обмениваться опытом и просто сотрудничать. "Раньше вся деятельность структур авиапрома была засекреченной, так что мы варились каждый в своем соку. Но с появлением кластера все может измениться. К тому же я надеюсь, что мы наконец-то сдвинем с мертвой точки разработанный нами давным-давно проект регионального самолета на 52 пассажирских места, который мог бы заменить Ан-24",— говорит главный конструктор по инновационным разработкам АО ЭМЗ Александр Архипов. По его словам, этот проект существует с 2002 года и до сих пор не реализован, потому что государство его не поддерживало, а стоимость одного такого самолета превышает $10 млн. "Трат можно было бы избежать, если бы наши коллеги по кластеру сделали какие-то работы по проекту безвозмездно на благо науки. Мы надеемся сообща с коллегами довести наш проект хотя бы до опытного образца",— говорит господин Архипов.
В начале 2018 года начнет работу промышленный центр компетенций по аддитивным технологиям. "Мы занимаемся производством оборудования для трехмерной печати. Это тот уровень, которого мы хотели бы достичь в центре прототипирования в Жуковском. Мы ведем работу с ЦАГИ и Научно-инженерной компанией. Эти лазерные технологии очень инновационные. Мы с совместно с российскими партнерами хотим их развивать в совместном центре",— заявил во время своего октябрьского визита в наукоград президент компании по производству оборудования 3D-печати BeAM Эмерик Д`Арсимоль.