Больше, быстрее, заметнее

Обновлен справочник Русфонда о деятельности фондов-фандрайзеров

«Русфонд. Навигатор»

Представляем пятый «Русфонд. Навигатор» — ежегодный справочник о деятельности фандрайзинговых благотворительных фондов России. Ежегодник, как всегда, размещен на rusfond.ru. Он составлен на основе отчетов, опубликованных на сайте Минюста РФ весной этого года, а также опросов, проведенных Русфондом. Это отчеты о деятельности 501 фандрайзинговой организации из 70 регионов страны в 2016 году. Перед вами наиболее интересные, на наш взгляд, результаты этого исследования.

При подготовке пятого по счету ежегодника «Русфонд. Навигатор» мы изучили сайты 2,5 тыс. фондов. Это все, что нам удалось отыскать самим, так как Минюст по-прежнему не предлагает фондам публиковать свои веб-адреса. У остальных фондов либо нет сайтов, либо они неживые. Из этой выборки мы отсеяли фонды, на чьих сайтах, как и в отчетах в Минюст, нет финансовых показателей. Несложно понять, почему так заведено у некоторых наших коллег. Вот откровение с сайта одного фонда: «Помощь — это как подать милостыню. Не нужно думать над тем, на что потратит проситель ваши деньги. Это не важно. Вас попросили — вы откликнулись, это главное». Многие фонды так и считают: творя добро, отчитываться не обязательно. В итоге из 16,8 тыс. некоммерческих фондов, зарегистрированных на сайте Минюста, отчеты сдали только 6,9 тыс.— чуть больше 40%. На наш взгляд, такова цена декларациям Минюста РФ об административной ответственности наших коллег за несдачу ежегодных отчетов. Строгости заключаются в предупреждении или административном штрафе аж от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

И все же положительная динамика есть: если за 2014 год отчиталось менее 20% фондов, а за 2015-й — треть, то за 2016 год — уже 40%.

Вот еще один казус отчетности: эти 6,9 тыс. фондов загрузили на сайт Минюста в общей сложности свыше 24 тыс. отчетов. Зачем? Все дело в системе: если, заполняя отчет на сайте Минюста, вы допустили ошибку, ее уже не исправить — таков предложенный формат, придется загружать еще один файл. А те, кто не понял, какой именно вид отчета следует сдать, часто сдают все четыре.

Для составления справочника мы выгрузили отчеты всех некоммерческих фондов и отобрали благотворительные — Минюст не выделяет их в отдельную организационно-правовую форму. Мы изучили эти отчеты, собрали контакты, разослали анкеты и в итоге отобрали 501 благотворительный фандрайзинговый фонд для пятого «Русфонд. Навигатора». Как и раньше, в нем представлены фонды, которые занимались в 2016 году фандрайзинговой и благотворительной работой, имели действующие сайты или страницы в соцсетях и приводили финансовые показатели.

Совокупный сбор этих фондов вырос по сравнению с 2015 годом почти на миллиард и составил 12,995 млрд руб. Рост пожертвований подтверждают и представители фондов: 63% из числа заполнивших нашу анкету отметили, что сборы в 2016 году увеличились. Основная масса пожертвований, как и раньше, сосредоточена в фондах с московской (73% от сборов всех фондов) и петербургской регистрацией (12%). Отдадим должное этим фондам: из года в год они самые открытые. Найти их финансовые показатели несложно в базе отчетов Минюста и на их сайтах.

Больше половины (56%) всех пожертвований — 7,2 млрд руб.— составили сборы десяти крупнейших фандрайзинговых фондов. Это 2% всех фондов в обновленном «Русфонд. Навигаторе». У трех фондов сборы превышают 1 млрд руб. Еще 19 фондов привлекли за 2016 год более 100 млн руб. каждый.

На программные расходы — прямые затраты на благотворительность — половина фондов использует 85% сборов и даже больше. Насколько хорош этот показатель? В России такой шкалы до сих пор нет. По системе оценок, разработанной американской командой Charity Navigator, эти фонды получили бы высший балл. И 9% фондов-фандрайзеров у нас потратили на благотворительность менее половины сбора. Американские коллеги таким фондам присудили бы нулевой рейтинг. Чтобы поддерживать статус эффективной организации, которой доверяют и в которую жертвуют, в США надо соблюдать баланс между программными расходами, тратами на административное управление, фандрайзинговую деятельность и развитие.

Какими способами наши фандрайзеры привлекают пожертвования? Как и раньше, почти 90% делают сборы на сайтах и в соцсетях, публикуя там свои реквизиты, формы для эквайринга и номера для SMS. Наиболее популярными методами сбора остаются обращения к крупным жертвователям — отдельным гражданам (73%) и компаниям (69%), а также благотворительные мероприятия (68%), установка ящиков для пожертвований в общественных местах (55%).

Вот на что пошли собранные средства. 51% фондов назвал профильным видом своей деятельности помощь тяжелобольным детям и детям-инвалидам. Второй по распространенности стала поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помощь детдомам, а также профилактика сиротства — почти 40% фондов отметили, что считают эту работу главной для себя. Эти тренды соотносятся с потребностями россиян в области благотворительности. Согласно недавним исследованиям частных пожертвований, которые провел фонд поддержки и развития филантропии «КАФ», 58% жертвователей предпочитают помогать именно детям. Замыкает тройку наиболее распространенных видов благотворительной деятельности поддержка малообеспеченных и социально незащищенных граждан.

Подробная информация о каждом фонде, вошедшем в наш ежегодник, об их миссии и деятельности, о финансовых показателях за 2016 год — на сайте rusfond.ru в обновленном справочнике «Русфонд. Навигатор».

весь сюжет

rusfond.ru/navigator

Мария Дармина, сотрудник аналитического центра Русфонда

Вся лента