«Растущая конкуренция будет требовать от банков большей гибкости»
Интервью
Анатолий Аксаков, председатель совета Ассоциации «Россия», председатель комитета Госдумы по финансовому рынку
— Направление небанковских услуг достаточно широко развито в странах Запада. Насколько данная модель развития актуальна для российских банков?
— Тема «финансового супермаркета» продвигается достаточно давно и действительно активно используется организациями на Западе. Для наших банков идея актуальна и ее эксплуатируют, например, Сбербанк, Альфа-банк и другие. Кредитные учреждения предлагают страховые услуги, брокерские, услуги по сопровождению бизнеса, по поиску клиентов. Есть сервисы даже по поиску покупателей конкретной продукции, на производство которой были привлечены кредитные средства. Это нормальный, естественный процесс. С одной стороны, идет универсализация отношений с клиентами. Но есть и обратный процесс, связанный с индивидуализацией подходов к бизнесу.
— Участники рынка называют небанковские услуги одним из механизмов повышения лояльности. Насколько, по вашим оценкам, на фоне громких отзывов лицензий и санаций обострится борьба за клиентов?
— Я думаю, что конкуренция будет ужесточаться. Параллельно повышение конкуренции будет требовать большей гибкости от банков. Непрофильные сервисы — безусловно, механизм привлечения новых клиентов. Бизнес будет выбирать игроков, способных предоставить максимальный спектр услуг. Пусть рентабельность небанковских продуктов будет невысокая, эффект можно получить за счет масштаба.
— Будет ли данное направление расти с учетом сохранения негативных тенденций в экономике?
— Сейчас можно говорить, что негативная тенденция переломилась. Впервые по этому году мы видим экономический рост, пусть небольшой, но рост. В следующем году динамика должна быть еще выше. С этой точки зрения ситуация благоприятнее, чем, например, в 2016 году. Это видно по тем же объемам кредитования, в том числе малого бизнеса. С другой стороны, в жестких условиях, когда банкам становится все сложнее зарабатывать на традиционных услугах, кредитные учреждения будут расширять свои продуктовые линейки. Особенно небольшие игроки, которым трудно конкурировать с госбанками. Очевидно, что они будут искать все новые и новые схемы привлечения клиентов. Небольшим игрокам сложнее с точки зрения ресурсов, но проще с точки зрения выстраивания бизнес-процессов.
— Есть мнение, что небанковские услуги все-таки будут оставаться прерогативой крупных игроков, обладающих необходимым запасом финансовых ресурсов.
— Капиталоемкие сервисы в ближайшее время действительно будут эксплуатироваться крупными игроками. При этом средние и небольшие кредитные организации могут использовать другие продукты: сопровождение бизнеса, консультирование и так далее. Они более гибкие с точки зрения принятия и скорости решения. Это их конкурентное преимущество, которое будет привлекать бизнес. Вопрос квалифицированности кадров и той бизнес-стратегии, которую выберет банк. В свое время я возглавлял небольшую кредитную организацию в регионе, она выигрывала у конкурентов за счет индивидуального подхода к клиентам. Мы знали предпринимателей, которые к нам приходят, знали их бизнес и их историю. В крупных банках, к сожалению, невозможно такого добиться: решение принимается не в том месте, куда приходит клиент, анализ его надежности максимально унифицирован. Индивидуальный подход, в том числе в небанковских услугах, может стать весомым конкурентным качеством для небольших игроков.