У пьяных водителей проверят кровь
чтобы они не могли уйти от наказания за нетрезвую езду
Госдума приняла в первом чтении поправки в КоАП, вводящие новую предельно допустимую норму содержания алкоголя в организме водителя: 0,3 г на литр крови. Она нужна, чтобы лишать прав нетрезвых водителей, которые находятся в бессознательном состоянии после ДТП либо не могут сдать на анализ мочу. Руководство МВД и ряд депутатов Госдумы признались, что этот законодательный пробел мог быть устранен еще в 2013 году, но «по ошибке» этого сделано не было.
По действующим правилам, напомним, опьянение водителя определяется в несколько этапов. Первый этап — по выдоху. Замеры производятся алкометром, который должен показать не более 0,16 мг алкоголя на литр воздуха. Также в обязательном порядке у гражданина берут на анализ мочу, правило это введено с 2015 года приказом Минздрава 933н. Этим же приказом предусмотрен анализ крови в двух случаях: если водитель находится без сознания после аварии и если водитель не может в течение получаса сдать мочу. Результаты исследования крови, исходя из действующей редакции КоАП, не могут быть учтены для официального признания водителя пьяным, потому что в кодексе речь идет только о выдохе. Поэтому МВД инициировало изменения в ст. 12.8 КоАП РФ, законопроект был внесен в Госдуму правительством. Согласно поправкам, принятым в первом чтении, водитель будет считаться пьяным в случае, если в литре крови обнаружено 0,3 г или более «абсолютного этилового спирта» на литр крови.
Дискуссия в парламенте развернулась в связи с тем, что закрыть этот законодательный пробел можно было еще в 2013 году (когда принимался так называемый закон о промилле), но в течение четырех лет этого сделано не было, в результате большое количество граждан ушли от ответственности. Депутат Вячеслав Лысаков обвинял в этом Минздрав, депутат Ярослав Нилов — думский комитет по госстроительству, депутат Александр Куринный — МВД. «Мы все тогда допустили ошибку,— признался замминистра МВД Игорь Зубов, выступая в Госдуме.— В любом случае с тех пор количество ДТП по вине пьяных водителей уменьшилось». Господин Нилов попытался даже инициировать разбирательство, почему в 2013 году не ввели норму по крови, однако депутаты его не поддержали.
По данным ГИБДД, за десять месяцев 2017 года в России произошло 14,3 тыс. ДТП по вине пьяных водителей. Это на 10,8% меньше, чем годом ранее. На этом фоне прирост «пьяных» аварий наблюдается в Тульской области (+11,4%), Ненецком автономном округе (+28,6%), Дагестане (+50%) и ряде других субъектов федерации.
Новая норма вступит в силу в течение 90 дней после вступления закона в силу. Большая часть процедурных вопросов (связанных с анализами крови и мочи) сегодня приказом Минздрава №933н уже урегулирована, в него будут внесены изменения, сообщили “Ъ” в пресс-службе министерства. Ранее в правительстве РФ заявляли, что необходимое оборудование в медицинских лабораториях для анализа крови уже есть.
При этом в Москве анализ крови берут только в одном медицинском кабинете, рассказал “Ъ” столичный нарколог Александр Ковтун. «Всего в городе десять кабинетов, куда инспекторы приводят водителей, и анализы, по идее, должны браться на месте,— поясняет он.— По факту водителей посылают со всего города в одну лабораторию. Порядок направления водителей в другие кабинеты никак при этом не регламентирован». В пресс-службе департамента здравоохранения Москвы эту информацию подтвердили: отбор крови производится только в процедурном кабинете референс-центра по мониторингу употребления психоактивных веществ ГБУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ». «В настоящее время наличие алкоголя определяется исследованием выдыхаемого воздуха, исследование крови проводится для определения наркотических, психотропных и иных психоактивных веществ»,— отметили в ведомстве.
Ранее опрошенные “Ъ” эксперты говорили о том, что существует ряд проблем, связанных с медицинским освидетельствованием. Бывают, к примеру, ситуации, когда граждане для получения одурманивающего эффекта принимают лекарства: врач обнаруживает их в организме при анализе, но с юридической точки зрения сделать ничего не может, потому что состояние опьянение определяется только по наличию алкоголя и наркотического вещества. Также непонятен правовой статус водителей на время проведения подтверждающего анализа мочи — процедура может занять несколько дней.
Президент московской Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что врачи должны определять состояние опьянение не только по приборам и анализам, но и по клинической картине (поведение и т. д.). Александр Ковтун говорит, что клиническая картина важна для определения, в частности, наркотического опьянения: водитель может быть абсолютно адекватным и с нормальными реакциями, но врачи все равно выносят заключение «состояние опьянения установлено», если обнаруживают в крови, к примеру, марихуану, следы которой могут быть выявлены некоторое время спустя после попадания наркотика в организм.