Роскомнадзор прошелся по рунету
Чем вызвана массовая блокировка ресурсов
Роскомнадзор начал массово блокировать сайты нежелательных организаций, которых в списке Минюста 11. Но, судя по всему, надзорное ведомство сейчас тщательно мониторит все СМИ и интернет-площадки. В зоне риска те, кто ретранслируют информацию от нежелательных организаций, например, в виде текста или ссылки, а также соцсети, которые не хотят удалять страницыэтих организаций.
Такая практика стала возможной в конце ноября, когда Владимир Путин утвердил поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Однако новую норму не особенно заметили на фоне другой резонансной истории, пояснила ведущий юрист Центра защиты прав СМИ Галина Арапова: «Больше всего кричали-то, на самом деле, о признании иностранных СМИ иностранными агентами. В то же время там тихо появились еще новые основания для внесудебной блокировки сайтов. Раньше их было три — призывы к массовым беспорядкам, к экстремистской деятельности и к участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением закона. Сейчас добавилось четвертое основание — »обнаружение любой информации, ранее опубликованной нежелательной организацией, или материалы, которые позволяют получить к ней доступ«. Получается, что любой репост или публикация ссылки на материал, выпущенный нежелательной организацией, будет основанием для внесудебной блокировки — не важно, что там написано».
В самом центре скандала сейчас — «Открытая Россия» Михаила Ходорковского. Сайт организации Роскомнадзор заблокировал еще 12 декабря. В самой организации с таким решением не согласны: как заявил «Коммерсантъ FM» пресс-секретарь господина Ходорковского Максим Дбар, вопрос будет решаться в суде.
Что это — политическое давление на организацию или исполнение закона? На эти вопросы ответил директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов: «Помимо традиционного бюрократического рвения, это просто четкий сигнал всем, кто попробует дестабилизировать ситуацию перед выборами 2018 года. Понятно, что "Открытая Россия" — это один из ресурсов, через который бы пытались ситуацию раскачать и дестабилизировать. Михаил Ходорковский абсолютно открыто и четко говорил о том, что его задача — поменять существующий режим в стране не революционным, а неким эволюционным путем. Про призывы к свержению власти — это, конечно, натяжка, но Ходорковский говорил о том, что если режим не готов эволюционировать самостоятельно, то его к этому надо будет подталкивать. "Открытая Россия" с точки зрения ее политического веса и возможностей, конечно, микроскопическая организация, но для внесистемной оппозиции это достаточно значимый ресурс».
Кстати, социальная сеть «Одноклассники» по требованию Роскомнадзора уже ограничила доступ к группе «Открытой России». От администрации сервиса Twitter потребовали сделать то же самое. И претензий к надзорному ведомству здесь быть не может, считает интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев: «В рамках российских законов нужно перекрыть доступ к противоправной информации, запрещенной на территории Российской Федерации. Поэтому Роскомнадзор и обращается к администрациям сайтов, которые должны прекратить выдачу этой информации на территории России. В противном случае, скорее всего, произойдет блокировка сервиса. Так это работает у нас, то же самое было и в случае с Wikipedia, когда ведомство требовало запретить доступ к страницам, содержащим информацию о запрещенных наркотических веществах».
«Открытая Россия» существует еще с 2001 года. Изначально она занималась реализацией различных просветительских и благотворительных проектов. Одним из отделений в свое время даже руководила Ирина Яровая — тогда депутат от партии «Яблоко». В 2006 году, когда Михаил Ходорковский уже находился в заключении, организация прекратила работу, а в 2014-м возобновила, а также скорректировала свои главные задачи.