ВОЗ просит российские власти принять закон о тотальном йодировании соли
Из-за дефицита йода в России в день рождается 360 детей с необратимыми изменениями мозга
Представители Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выразили обеспокоенность недостаточным уровнем потребления йода в России, что, в частности, может стать причиной врожденных пороков и умственной отсталости у детей. Спецпредставитель ВОЗ в России Мелита Вуйнович призвала российские власти принять закон, предусматривающий стратегию борьбы с йододефицитными состояниями и предполагающий всеобщее йодирование соли. Представители Минздрава РФ напомнили, что работают над соответствующим законом уже в течение 12 лет, сейчас готовится очередной проект документа. По данным экспертов, каждый день в России рождается 360 детей с необратимыми изменениями головного мозга из-за недостатка йода в питании беременных.
«На сегодняшний день, кроме России и Украины, не осталось стран бывшего Советского Союза, которые бы законодательно не решили проблему (дефицита йода.— “Ъ”),— заявила глава отдела терапевтической эндокринологии Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии Минздрава Екатерина Трошина на круглом столе, организованном ВОЗ и Минздравом.— Отсюда следует, что огромное количество беременных женщин остаются незащищенными от влияния йододефицита». Глава Европейского офиса ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними Жоао Бреда представил данные исследований за последние 15 лет, согласно которым Россия является одной из стран мира, где население потребляет недостаточно йода — в частности, его не хватает в питании беременных женщин. Он напомнил, что, согласно докладу ВОЗ за 2017 год, йод необходим для здорового развития мозга детей во время внутриутробного развития и в раннем возрасте. Эксперт пояснил, что дефицит йода является причиной врожденных пороков развития, поражений головного мозга и умственной отсталости у детей вплоть до кретинизма, задержки физического и психомоторного развития, а также детской смертности. Господин Бреда сообщил, что главной стратегией борьбы с йододефицитными состояниями является «всеобщее йодирование соли»: «Мы хотели бы, чтобы вся употребляемая соль была йодированной. Достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что это лучшее и наиболее доступное решение».
Екатерина Трошина сообщила, что специалисты центра эндокринологии обследовали более 70 тыс. человек в разных регионах страны:
«Результаты исследований показали, что территория всей нашей страны имеет природный йодный дефицит. Так сложилось географически. Каждая 20-я женщина, которая родила ребенка, становится пациентом эндокринологов (потребность женщин в йоде во время беременности и кормления грудью возрастает.— “Ъ”), что связано с хроническим йодным дефицитом во время беременности».
По ее словам, каждый день в России рождается 360 детей с необратимыми изменениями головного мозга, которых можно было бы избежать, если бы «всеобщее йодирование соли имело место быть в нашей стране»: «Исправить ничего невозможно, все уже потеряно во время беременности. Это тяжелым грузом ответственности лежит на специалистах практически всех медицинских специальностей. Мы должны объединяться и наконец принимать закон о профилактике йододефицитных заболеваний». «Хорошо известно, что если ребенок родится без щитовидной железы, такой порок развития, и ему с первых дней жизни давать гормоны щитовидной железы, развитие его будет абсолютно нормальным,— указала главный внештатный детский эндокринолог Валентина Петеркова.— Но если беременная испытывает йодный дефицит, особенно тяжелый, то родится кретин, с состоянием которого уже никакие гормоны щитовидной железы и тонны йода справиться не смогут».
Госпожа Трошина напомнила, что в 2007 году вышел приказ Минздрава об обеспечении беременных женщин йодосодержащими препаратами: «В каких-то регионах женщины их получают, в каких-то — нет. Но как показали данные наших исследований, многие их получают, но не принимают, потому что не понимают важности вопроса. В отсутствие массовой профилактики солью они остаются абсолютно незащищенными». Эксперт сообщила, что в настоящее время Минздрав работает над внесением поправок в закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»: «Статья будет предусматривать определенные шаги по йодированию соли и по возможности использования ее в пищевой промышленности, в первую очередь в части использования йодированной соли в питании организованных коллективов. Обсуждается вопрос йодирования хлеба». По ее словам, сейчас документ находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти. Она напомнила, что обсуждение необходимости такого закона ведется уже в течение 12 лет и это уже четвертый документ, «который находится в пути». «Любая проблема, связанная со здоровьем, является межсекторальной: ни одно ведомство отдельно, ни одна организация не могут решить проблему здоровья в рамках одних задач,— попытался пояснить ситуацию с разработкой документа замдиректора департамента международного сотрудничества Минздрава Эдуард Салахов.— Есть ведомства, у которых строго ограничены задачи и под эти задачи выделяется финансирование». «Если работа над законом Минздравом ведется уже 12 лет, значит, как минимум 12 лет назад мы ожидали принятия этого закона,— добавил он.— Межсекторальную проблему сложно прогнозировать, четко спланировать — здесь сложный диалог». Спецпредставитель ВОЗ в РФ Мелита Вуйнович выразила уверенность, что в этом вопросе «необходимо всего лишь принять важное решение, тем более что уже накоплено большое количество научных данных в пользу йодирования соли»: «Правительство (РФ.— “Ъ”) должно обратить внимание на эту тему».