Денег мало не бывает
Крым и Севастополь не могут освоить финансирование своего развития
В пятницу в Крыму вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий полуостров, проведет совещание о реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года». По сведениям “Ъ”, в Республике Крым на 1 декабря существовал риск невыполнения обязательств по 53 объектам, срок выполнения которых был запланирован на 2017 год. В Севастополе строительство ряда объектов уже перенесено на следующий год, а годовое финансирование ФЦП было сокращено с 12 млрд до 4,6 млрд руб.
Как заявил “Ъ” представитель вице-премьера Дмитрия Козака (курирует Крым), 15 декабря в Крыму господин Козак проведет совещание, на котором в том числе будет обсуждаться реализация ФЦП по развитию Крыма и Севастополя до 2020 года. Анонсировать возможные решения собеседник “Ъ” отказался, но подчеркнул, что «статус реализации ФЦП находится на постоянном контроле в правительстве РФ, а персональную ответственность за исполнение ФЦП несут руководители двух регионов».
В Крыму уже начали готовиться к возможным последствиям. Так, в письме вице-премьера Крыма Виталия Нахлупина на имя главы республики Сергея Аксенова (есть в распоряжении “Ъ”) говорится, что к чиновникам, ответственным за реализацию ФЦП, нужно «принять меры дисциплинарного воздействия». В этом же письме отмечено, что по состоянию на 1 декабря 2017 года по 53 мероприятиям, срок выполнения которых запланирован в 2017 году, «существует риск невыполнения с учетом взятых обязательств». Среди них, например, строительство системы водоподачи в восточной части Крымского полуострова (ввод в эксплуатацию должен был состояться еще в ноябре), реконструкция Ленинской системы групповых водоводов (сентябрь 2017 года), рекультивация двух полигонов (ноябрь 2017 года).
Основными причинами нарушения выполнения плана-графика ФЦП называются несвоевременное направление проектной документации на экспертизу, некачественная подготовка проектной документации, несвоевременное начало строительно-монтажных работ и представление земельных участков, не завершенная вовремя работа на объектах. В итоге крымским чиновникам было дано поручение до 13 декабря представить объяснительные о причинах неисполнения графика ФЦП «с указанием должностных лиц», на которых была возложена реализация мероприятий, и «о мерах дисциплинарной ответственности» в отношении виновных в срывах графика.
Отметим, в октябре 2017 года Сергей Аксенов оценивал исполнение плана по объектам ФЦП в республике на уровне 75–80%. По данным источников “Ъ”, на начало декабря крымские власти не успели освоить около 6 млрд из 52 млрд руб., предусмотренных на реализацию мероприятий программы в 2017 году. По словам собеседников “Ъ” в правительстве, крымские власти шли на хитрость: понимая, что деньги в полном объеме освоены не будут, они буквально «грузили генподрядчиков авансами», поскольку в противном случае деньги просто вернулись бы в федеральный бюджет. А для их возвращения в бюджет Крыма требуются обоснование и отдельное решение правительства.
В Севастополе ситуация с освоением средств на ФЦП обстоит гораздо сложнее. В департаменте финансов правительства Севастополя “Ъ” сообщили, что в этом году по состоянию на 8 декабря кассовый расход средств на реализацию мероприятий ФЦП в городе составил 988,9 млн руб. Всего же из бюджета субъекта в 2017 году выделены предельные объемы финансирования в размере 4,645 млрд руб. Источником средств является субсидия из федерального бюджета в бюджет города Севастополя.
Напомним, в январе директор АНО по управлению ФЦП Андрей Никитченко заявил, что в 2017 году в Севастополе будут вестись работы «по 72 объектам (входящим в ФЦП.— “Ъ”) на общую сумму 12 млрд руб.». Речь шла о газораспределительных станциях, газопроводе высокого давления, шести водопроводах, двух берегозащитных дамбах на реках Черная и Кача, трех детских садах, школе в микрорайоне Казачья Бухта и пяти модульных амбулаториях. 32 объекта к концу года планировали ввести в строй.
С тех пор финансирование пересматривалось, мероприятия ФЦП переносились на следующий год. В октябре директор департамента финансов правительства Севастополя Владимир Штоп рассказал, что на начало месяца «освоение по ФЦП составляет 463 млн руб.», что оказалось чуть больше 5% от годового плана, который был сокращен до 8,7 млрд руб. А затем был уменьшен еще почти вдвое. По информации собеседников “Ъ”, до конца года могут быть приняты решения о переносе еще нескольких мероприятий из севастопольской части ФЦП на 2018 год. Какие именно и в чем причина их переноса — в правительстве Севастополя не уточнили. В департаменте экономики на запрос “Ъ” не ответили, не удалось получить и комментарий губернатора Дмитрия Овсянникова.
Глава бюджетной комиссии заксобрания Севастополя Вячеслав Аксенов говорит, что программа ФЦП предполагает строительство, поэтому основной объем выплат производится в конце года. По его словам, так депутатам объясняли причины низкого процента освоения федеральных денег представители управления капстроительства города на совместном совещании по подготовке проекта бюджета. Там же представители правительства обещали, что до конца года в Севастополе освоят около 80% средств по ФЦП, сообщил Вячеслав Аксенов. «Основных ошибок (в реализации ФЦП.— “Ъ”) две: исходное низкое качество проектной документации и организация торгов, часть которых была отменена. Опять же из-за недостаточно высокого качества специалистов, которые готовили документацию»,— заявил “Ъ” Вячеслав Аксенов.
Отметим, что срыв сроков реализации ФЦП происходит ежегодно. Например, 25 апреля 2016 года “Ъ” писал, что количество мероприятий, проектные работы по которым не начаты, исчисляется сотнями. Тогда же, как рассказывал “Ъ” один из участников совещания, господин Козак в очередной раз «раздал горячие пирожки руководству Крыма и Севастополя» за срыв графика программ ФЦП, утвержденный им 11 декабря 2015 года, и поручал им «обеспечить безусловное устранение» допущенных нарушений.